Главное
Торговля упадет вслед за реальными доходами потребителей. Оборот офлайн магазинов уменьшается на фоне трехзначных темпов роста онлайн продаж FMCG
В этом году розничный товарооборот может упасть на 6,2%, следует из апрельского прогноза Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. В прошлом году он вырос на 1,6%. В январе-феврале оборот розничной торговли прибавил 3,7% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе в феврале — на 4,7%, оценил Росстат. В феврале был обновлен пятилетний максимум по темпу роста оборота розничной торговли, ускорение наблюдалось как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте рынка, отмечает Минэкономразвития.
На динамике сектора скажутся не только карантинные ограничения, но и рекордное с 2014 года падение реальных располагаемых доходов населения на 6,5% по итогам года. Во втором квартале они могут уменьшиться на 17,5% после снижения на 0,4% в первом квартале, оценил ВЭБ. Затем начнется постепенное восстановление: по итогам третьего квартала доходы сократятся на 7,4%, в четвертом — на 0,8%.
- На фоне ажиотажного спроса, ослабления рубля и попытки части населения купить товары длительного пользования результат торговли по итогам марта может быть выше, чем в феврале, прогнозирует агентство InfoLine. Однако по итогам апреля сектор ждет тотальный обвал на фоне карантинных ограничений. По оценке агентства, падение продаж по итогам апреля в ритейле в целом будет на уровне 30-40%, в общепите – минимум 50%.
- По данным IT-компании «Эвотор», к концу марта продажи в гипермаркетах снизились на 40%, в супер- и минимаркетах — на 31%, в продуктовых специализированных магазинах — на 15% по сравнению с серединой февраля.
- Ассоциация компаний розничной торговли тоже заметила падение трафика в магазинах и замедление роста среднего чека.
Онлайн растет
На этом фоне в онлайн-торговле, наоборот, отмечается рост показателей. На первой неделе ажиотажного спроса, с 9 по 15 марта, продажи товаров повседневного спроса через интернет в натуральном выражении выросли на 81% год к году, оценила исследовательская компания Nielsen. На наделе с 16–22 марта они выросли на 163%, с 22 по 29 марта — на 152%. Пик спроса на товары FMCG в онлайн-магазинах, как и в офлайн, пройден, считает Nielsen. На неделе с 23 по 29 марта темпы роста онлайн-продаж замедлились, однако снижение оказалось меньше, чем в офлайн: на 6,8% против 30%. Это свидетельство того, что у части потребителей «закрепилась» привычка покупки товаров повседневного спроса через интернет, отмечает компания.
История вопроса
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2019 году в России онлайн продажи продуктов питания выросли на 41% до 124,9 млрд руб., пишут «Ведомости». Но пока доля этого рынка небольшая: только 0,8% всего продовольствия в России продается онлайн. Для сравнения, в Китае этот показатель достигает 14%, в Японии — 7,7%, в Великобритании — 7,2%. Основные продажи идут через крупные интернет-магазины и маркетплейсы, доля продаж напрямую от производителей невелика: потребителю удобнее покупать в магазинах с широким ассортиментом. Тем не менее, ряд компаний — производителей продуктов питания развивают собственную онлайн-продажу своей продукции, рассчитывая таким образом частично компенсировать падение в других каналах продаж.
- ГК «Чистая линия» (выпускает мороженое и молочную продукцию) до введения в России режима всеобщей самоизоляции отправляла около 1 тыс. заказов в день, сейчас уже около 2,5 тыс. Увеличение парка автомобилей позволит выполнять до 10 тыс. заказов в Москве и Московской области.
- У производителя тепличных овощей «Долина овощей» число интернет-заказов в марте выросло в пять раз по сравнению с февралем, свой интернет-магазин компания запустила в начале года.
- У кондитерской фабрики «Победа» продажи в денежном выражении в марте выросли на 35% год к году. Выручка собственного интернет-магазина увеличилась на 90%, количество заказов — более чем на 70%.
- Производитель мягких и свежих сыров «Умалат» запустил интернет-магазин в ноябре прошлого года, сейчас из-за роста популярности оперативно его доработал и пытается сократить время обслуживания заказа.
Те производители, у которых нет собственных онлайн-магазинов, идут на маркетплейсы, где также видят повышенный спрос. Так, входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь» начал торговлю на Ozon в 2019 году. Сейчас компания продает там крупы, сахар, фасованные орехи и т. д. По сравнению с февралем в марте отгрузки для Ozon.ru увеличились почти вдвое. Недавно агрохолдинг начал продажи на маркетплейсе «Беру», а также стал поставщиком «Утконоса» и «Экомаркета». В ближайшие два года «Степь» планирует увеличить долю онлайн-продаж с нынешних 10% до 30%.
Выводы для бизнеса
Под ударом в текущий кризис находятся, прежде всего, несетевая розница, небольшие магазины и региональные сети. Часть потребительского спроса закономерно переходит в онлайн по мере того, как полки в обычных магазинах пустеют. В сложившейся ситуации интернет-торговля FMCG получила новый импульс для развития: для онлайн-ритейлеров это отличная возможность расширить свою аудиторию, в том числе предложив бесплатную доставку или скидки на первые заказы. Опыт Китая, который постепенно возвращается к привычной жизни, показывает, что COVID-19 заставил потребителей пересмотреть свое отношение к онлайн-покупкам — 89% опрошенных сказали, что после завершения карантина они будут делать больше покупок товаров повседневного спроса в интернете. Не исключено, что в России после снятия карантинных ограничений популярность покупок FMCG, в том числе продовольствия, тоже вырастет. Как бы то ни было, для производителей продуктов питания может быть не лишним диверсифицировать каналы сбыта за счет онлайн-продаж.
Темы дня
Производители хлеба просят субсидировать им рост цен на муку
Союз предприятий производителей хлеба («Национальный союз хлебопечения» — НСХ), объединяющий около 20 предприятий, обратился в правительство с просьбой субсидировать предприятиям отрасли рост цен на муку. Письмо направлено вице-премьеру Виктории Абрамченко и министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Союз просит компенсировать производителям хлебобулочной продукции пропорционально 0,78 руб. на 1 кг хлеба при росте стоимости муки на 1руб./кг в случае превышения порога ее стоимости в 20 руб./кг. По данным аналитической компании «ПроЗерно», к 3 апреля стоимость пшеничной муки высшего сорта составляла 20060 руб./т — на 23 руб./кг ниже, чем годом ранее. По информации аналитического центра «СовЭкон» на 8 апреля, цена муки увеличилась до 20075 руб./т.
Авторы письма считают нужным признать снабжение мукой хлебопекарных предприятий первостепенной и наиважнейшей задачей, ввести временные ограничения на экспорт продовольственной пшеницы, провести государственные товарные зерновые интервенции. Между тем, квота на вывоз зерна в размере 7 млн т до конца сезона уже действует, товарные интервенции начались с 13 апреля. Кроме того, союз просит о предоставлении ряда налоговых льгот, о пролонгации кредитов, наложении моратория на штрафы за формально-документальное нарушение норм законодательства, сертификацию и декларирование продукции. Также участники хлебопекарской отрасли просят правительство разработать комплекс мер по оптимизации цепочек товародвижения и задействовать максимально высвобождающиеся ресурсы для доставки продуктов на дом и на рабочие места.
Коронавирус тормозит развитие органического производства
Появление новых органических производств в России из-за ситуации с коронавирусом может сдвинуться на несколько месяцев, сообщил Национальный органический союз. После объявления в России самоизоляции в связи с пандемией компании перестали попадать в реестр, прогнозируемые сроки его не выполняются, отмечает исполнительный директор союза Олег Мироненко. «Планировалось, что к маю в стране появится еще больше производителей органики, и что улучшится ситуация для тех компаний, кто уже прошел сертификацию. Но надежды не оправдались», — сожалеет он.
Закон об органическом производстве вступил в силу с января 2020 года, запустив ряд процессов — создание системы сертификации, появление графического знака и реестра производителей органики. Реестр, опубликованный на сайте Минсельхоза РФ, заработал с марта 2020 года. Сейчас в нем 23 компании, еще девять должны были пройти сертификацию, к 1 мая в реестре могло быть уже 50 компаний. Сертификационный сезон открывается с середины апреля; сертификаторы действуют с учетом рекомендаций, которые выпускают аккредитационные органы. «Нужно объяснить рынку, как будет работать система в рамках сложившихся форс-мажорных обстоятельств. Властям, сетям, потребителям надо понять, что будет происходить в ближайшее время, сможем ли мы соблюсти сроки, которые ставили перед собой», — считает Мироненко.
Процедура сертификации включает проверку и оценку органического производства с обязательным выездом к заявителю, поясняет генеральный директор сертифицирующей организации «Органик эксперт» Татьяна Волкова. Сейчас в процессе первичной сертификации у нее девять компаний. «До установления ограничительных мер мы успели провести выездной этап на двух предприятиях, сейчас они ждут выдачи сертификатов, — рассказывает Волкова. — А вот остальные выезды, к сожалению, мы вынуждены перенести на более поздний срок, причем два выезда планировались буквально на начало апреля. Теперь и мы, и производители находимся в «режиме ожидания» отмены ограничений, связанных с эпидемией коронавируса».
На НТБ начались зерновые товарные интервенции
13 апреля на Национальной товарной бирже возобновилась продажа зерна из государственного интервенционного фонда для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. По итогам первого дня торгов было продано 121,4 тыс. т зерна из выставленных на продажу 200 тыс. т, был заключен 61 договор на общую сумму почти 1,4 млрд руб. Больше всего было продано пшеницы 4-го класса урожая 2015 года — 37,4 тыс. т. Меньше всего — пшеницы 4-го класса урожая 2013 года и ячменя урожая 2015-го — по 1,35 тыс. т. Торги также пройдут 14, 15 и 17 апреля.
Для удовлетворения нужд мукомольной и хлебопекарной промышленности, а также предприятий животноводства в общей сложности на внутренний рынок планируется направить до 1,5 млн т зерна. Если цена на зерно опустится ниже установленного предельного уровня, товарные интервенции будут прекращены, сообщает Минсельхоз. Согласно распоряжению правительства, из госфонда может быть продано до 1 млн т зерна. О том, что Минсельхоза для стабилизации внутреннего рынка начал подготовку к проведению товарных зерновых интервенций, стало известно 27 марта.
Кратко
- «Массандра» возобновляет поставки вина в Китай после перерыва, связанного с пандемией коронавируса, сейчас готовится первая в этом году отправка. Традиционно страна отдает предпочтение красным винам – сухим и полусладким «Каберне», «Саперави», «Мерло» и другим. Пятая по счету с начала года партия вина отправилась в Беларусь, также идут поставки в Казахстан, Украину (ЛНР И ДНР). Компания сохраняет объем внешних продаж на уровне прошлого года, за три месяца за рубеж было отправлено 170 тыс. бутылок вина.
- Ряд инвесторов готовы реализовать крупный проект по производству растительных напитков в Пермском крае. Для этого планируется перерабатывать 70 тыс. т овса и ячменя в год, что позволит производить около 200 тыс. т напитков, например, овсяного молока. Кроме того, таким образом будут освоены дополнительно около 30 тыс. га для выращивания зерновых агрокультур. Начать производство планируется в 2021 году, а в 2022-м выйти на полную мощность. Примерная сумма инвестиций на первом этапе — 350 млн руб. Кроме того, предприятиям понадобится новая сельхозтехника на общую сумму почти 400 млн руб.
- Ассоциации производителей посадочного материала сообщает, что питомники, которые выращивают саженцы овощей и цветов на продажу, вынуждены уничтожать свою продукцию, чтобы не увеличиваться свои убытки. Питомники относятся к предприятиям беспрерывного цикла и в условиях всероссийской самоизоляции могут продолжать работу, но проблема в том, что продавать рассаду и саженцы негде: рынки закрыты, а ритейлеры не могут принять много товара, поскольку для этого нужны и дополнительные площади, и человеческие ресурсы, чтобы ухаживать за растениями.
- Арбитражный суд Ростовской области принял к производству исковое заявление компании «Агробизнес-Юг» к «Торговому дому «Риф» на сумму в 19,3 млн руб. Причиной подачи иска стала задолженность по агентскому договору на покупку сельхозпродукции, заключенному в феврале 2016 года.
- Крупные торговые сети устранили дефицит имбиря на полках и установили его рыночную цену в диапазоне 400-700 руб./кг, сообщила Федеральная антимонопольная служба. Она уточнила, что из-за ажиотажного спроса в некоторых магазинах имбирь стоил от 3 тыс. руб. до 7 тыс. руб. за килограмм. Служба ожидает, что постепенно к уменьшению цен придут и мелкие розничные магазины. Ранее Генпрокуратура попросила ФАС проверить цены на имбирь, чеснок и лимоны.
- В марте средняя цена производителей на свинину в убойном весе увеличилась по сравнению с февралем на 10,44 руб./кг, составив 140,96 руб./кг, что, однако, на 6,51 руб./кг ниже, чем на конец марта в прошлом году. Бройлер в марте тоже дорожал: цена производителей за месяц в среднем увеличилась на 3,2 руб./кг до 105,28 руб./кг — это на 1,06 руб./кг выше, чем на аналогичную дату 2019 года.
- Российские морские порты в январе-марте увеличили объемы перевалки зерна на 14,9% относительно аналогичного периода годом ранее до 10 млн т. Перевалка грузов в контейнерах за этот период выросла на 6,6% до 14,3 млн т. В то же время объем перевалки минеральных удобрений в январе-марте сократился на 8,1% и составил 4,1 млн т.
Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru.