ГЛАВНОЕ
Беднеющие россияне покупают все более дешевые продукты. На полках сетей залеживаются премиальные макароны и дорогие сладости
В мае доля низкоценового сегмента в продовольственнных товарах выросла до 17,7% против 16,9% в среднем за год. Такие данные приводит «Коммерсантъ», с которым этими данными поделилась Nielsen. Повышенное внимание россиян к ценникам на полках торговых сетей эксперты компании объясняют общим кризисом экономики и падением доходов в период COVID-пандемии. Об этом сообщили 24% опрошенных потребителей.
- Тенденция к приобретению дешевого продовольствия наблюдается почти в 50% продуктовых категорий. В таких, как мясо, фруктовые соки, вода, чай, макаронные изделия.
- Например, доля продаж дешевых макарон выросла до 22,8% за одну только последнюю неделю мая по сравнению с 18,7% в течение года.
- Продажи майонеза эконом-сегмента увеличились до 9,5% с 7,3%, развесные шоколадные конфеты стали покупать в 15,7% случаев вместо 14%.
- Доля товаров премиального сегмента сократилась в мае до 34,4% с 35,8% в целом по году.
- При этом премиум-сегмент в тех же макаронах за май рухнул до 33,7% с 37,1%, в сегменте шоколадных конфет – до 28,7% с 30,8%.
- В восприятии 66% россиян цены в период пандемии выросли. Хотя по объективным данным, средняя стоимость продовольственной продукции осталась почти на прежнем уровне.
- 30% покупателей специально начали искать товары со скидками.
- Если во время первичного ажиотажного спроса во время пандемии доля промо-продукции (акции и скидки) была 45%, то в мае она вернулась опять к своим прежним показателям на уровне 50%.
Как сообщалось ранее, за время пандемии в розничных продажах выросла доля продовольствия.
Выводы
Ситуация похожа на 2014-15 годы, когда экономика сокращалась под влиянием “войны санкций”, а девальвировавшийся рубль ослаб на 30%, потянув вниз платежеспособность населения. Но практика показывает, что потребрынки быстро восстанавливаются, как только доходы потребителей хотя бы прекращают падать. А пока ритейлеры все больше будут концентрироваться на том, чтобы продать беднеющему покупателю просто “набор калорий” (состоящий в основном из углеводов), а не мраморную говядину и не творожки с семенами чиа. А значит, нас, помимо прочего, ждет ренессанс формата дискаунтеров и расцвет товаров-субститутов вроде маргаринов и сырных продуктов с заменителями молочных жиров.
ТЕМЫ ДНЯ
Минсельхоз усилит контроль за «санкционкой»
Отраслевое министерство еще в мае направило письмо в правительство, где предлагает по-новому регулировать поставки санкционных продуктов в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом узнали «Ведомости», получившие в свое распоряжение копию письма. Месяцем ранее аграрии уже жаловались вице-премьеру Виктории Абрамченко на незаконный ввоз польских грибов из Белоруссии. И вообще регулятор в лице Россельхознадзора чуть ли не с момента введения контрсанкций (август 2014 года) постоянно фиксировал поставки оттуда фруктов, овощей и другой сельхозпродукции неясного происхождения.
- По правилам ЕАЭС, продукция между странами-участницами перемещается свободно, без декларирования. И если Россия будет конктролировать поставки из Белоруссии, то она нарушит договоренности о едином экономическом и таможенном пространстве.
- Поэтому Минсельхоз предлагает вводить временные карантинные меры в случае подозрений одной страны на недоверие к системе контроля ввоза импорта из другой страны-участницы ЕАЭС. Это, правда, потребует внесения изменений в договор о ЕАЭС. Видимо, еще и поэтому Минсельхоз обратился в правительство.
- Также агроведомство предлагает провести аудит системы контроля за поставками. Сейчас есть товары, которые ввозятся в Россию по поддельным фитосанитарным сертификатам или даже без документов, утверждает Минсельхоз.
Пошлину на подсолнечник могут повысить втрое
Экспортная пошлина на подсолнечник может быть повышена с нынешних 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну, до 20% и минимум 80 евро за тонну. Такое решение могут принять с 1 февраля 2021 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник. А тот, в свою очередь, знаком с протоколом заседания правительственной подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле.
- По его данным, чиновники предварительно согласовали решение повысить ставку на период с 1 февраля по 31 августа следующего года. Минэкономразвития (МЭР) до середины сентября-2020 подготовит проект постановления правительства.
- Но и это не все. Действующий сейчас запрет на экспорт подсолнечника будет продлен до 31 августа. Он был введен на территории ЕАЭС с 12 апреля до 30 июня. МЭР готовит документы в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК, исполнительный орган ЕАЭС) для введения новых мер.
- Экспорт подсолнечника – спорный вопрос для участников рынка. С одной стороны, ограничения помогут снизить цены маслосемян на внутреннем рынке и загрузить мощности маслозаводов сырьем нового урожая. В результате вырастет выпуск и, в дальнейшем, экспорт товаров с добавленной стоимостью – таких, как подсолнечное масло.
- С другой стороны, возможно падение интереса сельхозпроизводителей к производству подсолнечника и к инвестированию в новые технологии его выращивания. Если ограничительные меры станут правилом, то посевы масличных могут начать постепенно сокращаться, и тем же переработчикам не будет хватать сырья. Да и цены на подсолнечник в этом году продолжили расти несмотря на введение запрета.
Турция вышла в лидеры экспорта зерна из России
В этом сезоне (2019/20, начался 1 июля прошлого года и завершится 30 июня этого) Турция купила у нас 7,65 млн тонн зерна (в основном, пшеницы). Египет, который традиционно приобретал больше всех зерна у России, остался на втором месте с 5,9 млн тонн.
- Это рекордный объем ввоза российских зерновых для Турции, комментирует глава аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. За текущий сезон страна нарастила закупки нашей пшеницы и другого зерна на 31%. Египет – наоборот, на 23% снизил.
- Фактор успеха нашей пшеницы у турок – реально высокое качество зерна в ЮФО. Турция считается «сборочным цехом» продовольствия Евразии: она, в частности, закупает в других странах зерно, делает из него муку, и продает на экспорт.
- Топ-5 покупателей зерна российского происхождения по итогам нынешнего сезона выглядит так:
1) Турция = 7,6 млн тонн.
2) Египет = 5,9 млн тонн.
3) Иран = 4,4 млн тонн.
4) Бангладеш = 2,2 млн тонн.
5) Саудовская Аравия = 1,6 млн тонн.
Он уже не изменится, так как участники рынка больше месяца назад выбрали квоту на экспорт зерна, установленную Минсельхозом. Сверх нее вывоз запрещен, а сезон, на который распространяется квота, закончится через две недели.
Минсельхоз обещает не ограничивать экспорт зерновых
В первой половине нового сельхозсезона-2020/21, который стартует 1 июля, не планируется ограничивать экспорт зерна, сообщает пресс-служба Минсельхоза. «Предполагается, что первая половина сезона не будет иметь ограничений на вывоз», – говорится в письме ведомства, направленного им Reuters в ответ на запрос агентства. Но во второй половине сельхозсезона, то есть с 1 января 2021 календарного года, будет установлено количественное ограничение, связанное с необходимостью обеспечивать внутренний рынок, продолжает Минсельхоз. То есть снова введут квоту на экспорт зерновых, уже действующую с 1 января по 30 июня этого года. Такой режим будет и в дальнейшем, пишет Минсельхоз: половина сезона – свободный экспорт, и квота – на вторую его половину, когда запасов зерна остается меньше.
Глобальное потребление сахара падает впервые за 40 лет
По оценке Czarnikow Group, в текущем сезоне мировое потребление сахара снизится на 1,2% до почти 170 млн тонн. Закрытие ресторанов, кинотеатров и других мест общественного питания и досуга привело к тому, что спрос на сахар упадет впервые за последние 40 лет. В результате ковид-пандемии уже упали продажи напитков и сладостей у Coca-Cola и Nestlе, сообщает Bloomberg. Coca-Cola оценивает падение продаж только за первые три недели апреля на уровне 25%. Ее основной конкурент – PepsiCo – также ждет спада в 2Q 2020.
Международная сахарная организация уже не рассчитывает на рост потребления, прогнозируемый ею же ранее на 2020 год. Сходные ожидания у аналитиков правительства США и Citigroup.
КОРОТКО
- В степных районах Сибири могу ввести ЧС из-за засухи. Губернатор Новосибирской области не исключает такое решение для юга своего региона.
- Производство сырого молока с января по апрель выросло на 4,3%, до 9,5 млн тонн. В том числе товарного молока – то есть того, которое реализуется на рынке и отражается в отчетности – произвели на 6,6% больше, или 7,3 млн тонн.
- В Ульяновской области построят молочный комплекс на 2500 голов КРС, сообщает региональный Минсельхоз. К 2022 году комплекс будет выпускать 20 тыс. тонн молока. Сейчас в России строится мало комплексов подобного масштаба, которые принято называть мегафермами.
- «Трио» и «Русагро» завершили спор на 1+ млрд руб. мировым соглашением. Ранее ООО «Агроснабсахар», входящее в «Трио», должно было возместить убытки «Русагро», вызванные отказом от исполнения контракта на реализацию сахара.
- «Яндекс.Еда» начнет работать как внешняя служба доставки и сборки товаров для ритейлеров. Первый партнер – сеть супермаркетов «Верный».
- Китай призывает жителей не употреблять импортные морепродукты из-за новой угрозы пандемии в стране. Она якобы вызвана товарами из Европы, привезенными на рынок Пекина.
- Белгородский “Ровеньки-маслосырзавод” в 2019 году увеличил чистую прибыль в пять раз, до 103,1 млн руб. Выручка компании выросла в 1,6 раза – до 6 млрд руб. Впрочем, настолько же увеличилась себестоимость – в 1,6 раза до 5,5 млрд руб.
- Refinitiv опять повышает прогноз урожая пшеницы в России и на Украине: уровень осадков в этих странах приблизился к норме. В результате стало больше накопленной в почве влаги.
- Правительство поможет сельхозпредприятиям с льготными кредитами. Тем из них, кто участвует в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», будет легче получить инвесткредит.
- Nestle продает корм для кошек LiveClear, снижающий аллергию (но не у них, а у людей). Новый корм будет дороже аналогов. При его употреблении у животных будет нейтрализовываться выработка аллергена.
- «Утконос» внедряет экспресс-доставку заказов, занимающую от трех часов. Уже сейчас ей могут пользоваться москвичи, живущие в пределах МКАД.
Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru