Правительство сократило финансирование госпрограммы развития села; Минсельхоз подтвердил прогноз урожая зерна; активность экспортеров зерна повысилась

Главное Финансирование программы развития села сократили в 1,5 раза. Средства…

Главное

Финансирование программы развития села сократили в 1,5 раза. Средства будут перераспределены на поддержку промышленности, научно-технологического развития и туризма

Правительство подготовило пакет постановлений о корректировке ряда госпрограмм, пишет «Коммерсантъ». Финансирование программ, направленных на экономическое и технологическое развитие или ориентированных на пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли, увеличивается, тогда как средства на наименее затронутый пандемией «региональный блок» уменьшаются. Значительнее всего в денежном выражении — на 700 млрд руб. — сокращена госпрограмма комплексного развития сельских территорий. В основном эти средства будут перераспределены на поддержку промышленности, научно-технологического развития, туризма и малого бизнеса.

Как перераспределили деньги

  • Значительнее всего — с 2,29 трлн руб. до 1,49 трлн руб. (из них 0,73 трлн руб. из федерального бюджета вместо 1,1 трлн руб.) — урезано финансирование программы развития сельских территорий.
  • Радикально изменилась программа развития Арктики: общий объем ее финансирования уменьшился в 27 раз с 190,4 млрд руб. до 6,9 млрд руб. до 2024 года. Это связано с переносом большинства мероприятий госпрограммы в отраслевые документы. 
  • Финансирование госпрограммы развития Калининградской области в 2020–2022 годах снижено на 75 млрд руб. В этом году будет выделено 58,5 млрд руб. вместо запланированных ранее 76,9 млрд руб. 
  • Финансирования программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» увеличено на 55 млрд руб. до 2022 года. Основную часть «прибавки» обеспечивает включение в программу новых разделов — «Туризм» и «Управление госимуществом». На развитие туризма власти намерены выделить 37,5 млрд руб. в 2020–2022 годах. Также программа предполагает увеличение поддержки малого и среднего бизнеса с 36,1 млрд руб. до 45,4 млрд руб., правда, только в этом году. 
  • Больше всего дополнительных средств получила госпрограмма развития промышленности — 560 млрд руб. на 2020–2022 годы в основном за счет подпрограммы «Транспорт и машиностроение». 
  • Программа научно-технического развития подорожала на 103 млрд руб., в том числе на научные исследования добавят 54 млрд руб., также в программу включен раздел «Научно-технологическая инициатива» (еще 29 млрд руб. в ближайшие три года). 

История вопроса

  • Правительство утвердило государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», разработанную Минсельхозом по поручению Владимира Путина, в июне прошлого года. Она рассчитана до 2025 года и охватывает весь спектр вопросов, который касается жителей села, то есть более 37 млн человек. Задача — приблизить уровень их жизни к городскому, обеспечив благоустройство сельских территорий, строительство жилья и инженерной инфраструктуры, повысив доступность медицинской помощи, социального обеспечения и т. д. 
  • Согласно паспорту программы, общий объем ее финансирования в 2020—2025 годах оценивался в 2,29 трлн руб., в том числе 1,06 трлн руб. из федерального бюджета. В июне бывший тогда премьер-министром Дмитрий Медведев отмечал, что «в программу заложены весьма значительные средства», и рассчитывал, что эти деньги изменят ситуацию в селах. Однако в октябре тогдашний вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что финансирование программы недостаточное и Минфин не до конца понимает ее важность. Если изначально в 2020 году на ее реализацию предполагалось выделить 79,2 млрд руб., в бюджете было предусмотрено только 35,9 млрд руб.
  • Минфин соглашался, что без обустройства жизни на селе невозможно развитие России, и заверял, что «финансы — дело наживное» и что со временем программа «наполнится соответствующими ресурсами».
  • При утверждении федерального бюджета на 2020 год сумма на программу не изменилась, однако Минсельхоз регулярно сообщал, что рассчитывает на выделение дополнительных средств и доведения финансирования до паспортных значений. 
  • В конце января агроведомство предложило внести изменения в программу, увеличив общий объем ее финансирования до более чем 3 трлн руб. Правда, объем средств, выделяемых из федерального бюджета, предполагалось оставить на прежнем уровне  — около 1,06 трлн руб. Из консолидированных бюджетов регионов на программу предлагалось направить 238,3 млрд руб. вместо 174 млрд руб., из внебюджетных источников — 1,74 трлн руб. вместо 1,05 трлн руб.
  • Правда, менее чем через две недели после этого Минсельхоз обнародовал новый проекта постановления правительства, согласно которому общий объем финансирования программы «Комплексное развитие сельских территорий» снижается с 2,29 трлн руб. до 1,49 трлн руб. В том числе финансирование из федерального бюджета будет составлять 733,4 млрд руб. вместо 1,06 трлн руб. В результате был утвержден именно сокращенный вариант финансирования. 

Денег не добавят

В этом году на реализацию программы в федеральном бюджете по-прежнему предусмотрено 35,9 млрд руб., такой же показатель указан в обновленном варианте документа. В начале марта замминистра сельского хозяйства Елена Фастова говорила, что агроведомство обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой в этом году выделить дополнительно 43 млрд руб. на финансирование госпрограммы комплексного развития сельских территорий. При этом Фастова отметила, что ведомство понимает, что в этом году с дополнительным финансирование отрасли будет непросто, поскольку необходимы средства на реализацию социальных мер, озвученных президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию. «На это потребуется много денег, поэтому, боюсь, что наши просьбы будут не в первой очередности», — признавала она. 

Выводы для бизнеса

Очевидно, учитывая то, насколько изменилась ситуация в экономике с начала марта, сейчас не стоит даже думать о возможности дополнительного финансирования села, тем более что агросектор не вошел в число отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса. Хотя власти, как всегда в кризис, начинают говорить о важности сельского хозяйства и ценности труда в отрасли, создавать инфраструктуру и улучшать условия жизни на селе, в том числе для повышения привлекательности АПК в целом, они не спешат. В этом году основные расходы по программе должны лечь на внебюджетные источники (38,4 млрд руб.). 

Темы дня

Минсельхоз сохраняет прогноз урожая зерна свыше 125 млн тонн

Минсельхоз сохраняет прогноз урожая зерна в этом году на уровне 125,3 млн т, сказал в ходе пресс-конференции первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. По его словам, исходя из обеспеченности качественными семенами и удобрениями, можно рассчитывать на валовой сбор не меньше, чем в прошлом году, когда он составил свыше 121 млн т. Но при этом аграрии рядя южных регионов обеспокоены нехваткой влаги в метровом слое почвы, обратил внимание чиновник. С определенным дефицитом влаги из зимы вышли основные зернопроизводящие регионы — Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовская область. «Надеюсь, что в ближайшие два месяца природа позволит восполнить дефицит, и мы будем видеть конкретный сценарий, — добавил Хатуов. — Мы ждем, что осадки, необходимые для вегетации агрокультур, мы получим в полном объеме». 

Доля озимых в неудовлетворительном состоянии по-прежнему оценивается на уровне 6%. Сейчас продолжаются уходовые работы. По данным Минсельхоза на 8 апреля, из 18,3 млн га озимых подкормлено 13 млн га или 71% площади. Посевная кампания началась в 33 регионах и ежедневно их число увеличивается. По информации ведомства, к 8 апреля яровые агрокультуры посеяны на 4,3 млн га против 1,8 млн га к этому времени в прошлом году. В целом, согласно планам Минсельхоза, посевная площадь в этом году должна превысить 80 млн га, увеличившись примерно на 800 тыс. га по сравнению с 2019-м. Ситуация с проведением полевых работ штатная, уточнил Хатуов. 

Активность экспортеров зерна повысилась

В начале апреля, несмотря на начало действия квоты на экспорт зерна, таможенное оформление ранее закупленного зерна активизировалось, сообщил «Интерфаксу» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его словам, объем зерновых, предъявленных к декларированию на первой неделе нового квартала, составил 896,6 тыс. т, что на 11,7% больше показателя предыдущей недели и на 14,6% превышает средний показатель за предыдущие четыре недели. Речь идет не о повышенной активности трейдинга, а о повышенной активности в исполнении ранее заключенных экспортных сделок, уточнил он.


По мнению Зернина, шансы полной выборки квоты в 7 млн т крайне малы. Скорее всего, экспорт достигнет примерно 6,5 млн т.

При этом он подчеркнул, что целью введения квоты было не ограничить вывоз, а задать пороговое значение экспорта, безопасное с точки зрения потребностей внутреннего рынка. Гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко считает, что экспортная квота в размере 7 млн т слишком маленькая для России. «В реальной жизни без ущерба зерновому балансу можно вывезти более 8 млн т пшеницы, ячменя и кукурузы», — уверен он. Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут думает, что больше 7 млн т зерна никто вывозить не захочет, поскольку сейчас «не тот рынок». По информации Refinitiv Agricultere на 8 апреля, в среднем пшеница стоит $222,5/т (FOB Новороссийск). Корбут полагает, что цены достигли пика и далее будут снижаться, хотя вряд ли очень интенсивно. Мировой рынок пшеницы, переживший в марте панические закупки из-за коронавируса, в апреле приходит в сбалансированное состояние, считает директор департамента аналитики РЗС Елена Тюрина.

Цены на продукты питания могут заморозить

Председатель правительства Михаил Мишустин поддержал предложение думской фракции «Единая Россия» о возможности заморозки цен на продукты питания, сообщает ТАСС со ссылкой на главу комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна. Ранее лидер фракции Сергей Неверов сообщил, что депутаты в ходе совещания с Мишустиным предложили кабмину проработать механизм заморозки цен на продовольствие по аналогии с тем, как это уже было сделано для медицинских изделий и лекарств. Максимальную наценку для каждого этапа товаропроводящей цепи необходимо ограничить 10%, считает он.

В качестве примера Неверов привел рост цен на имбирь, лимоны и другие продовольственные товары. «С одной стороны, на федеральном, на региональном уровнях мы говорим о том, что дефицита нет. В то же время видим, как цены растут», — отметил депутат. По его словам, розница объясняет повышение цен действиями поставщиков, однако те цены настолько не поднимали.


Если перечень будет конкретным и небольшим, а само ограничение кратковременным (до месяца) эта мера не сильно ударит по финансовому состоянию отрасли, считает начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Однако существенные долгосрочные ограничения на широкие категории, например, мясо в целом или все виды овощей, фруктов, круп — негативно скажутся и на предприятиях торговли, которые и так испытывают снижение товарооборота и трафика покупателей, и на агропредприятиях, уверена она.

Кратко

  • В условиях пандемии COVID-19 и самоизоляции пищевые компании хотят расширить возможности электронного документооборота. «Руспродсоюз» просит власти разрешить предоставлять ветеринарные сертификаты только в электронном виде и перевести на такой формат часть коммуникации с торговыми сетями. Сейчас в пищевых компаниях на рабочих местах находятся только сотрудники, для которых это необходимо для исполнения обязанностей, другие службы переведены на удаленный режим, однако их полноценная работа вне офиса невозможна без «срочного решения» ряда вопросов.
  • Минсельхоз оценил, что запасов гречихи в России хватит до урожая следующего года, сейчас остатки составляют не менее 300 тыс. т. Ведомство считает, что спрос на гречневую крупу останется стабильным, потому что существует физиологическая норма потребления, а необходимые запасы жители страны уже сделали. Тем не менее, в этом году посевы гречихи предполагается увеличить на 50-70 тыс. га. В прошлом году агрокультура занимала около 811 тыс. га. Расширение производства позволит сформировать запасы на два года, рассчитывает ведомство. 
  • Экономика России будет снижаться на протяжении четырех кварталов подряд в годовом выражении, максимальный спад — более 8% — будет во втором квартале 2020 года, следует из данных консенсус-прогноза Центра развития НИУ ВШЭ.  В первом квартале экономика вырастет на 1,8% в годовом выражении, во втором упадет на 8,1%, в третьем снизится на 2,6%, в четвертом – на 1,1%. Консенсус-прогноз по динамике ВВП на весь 2020 год – минус 2% при среднегодовой цене на нефть марки Urals в $34 за баррель, по инфляции – 5,3%, курс доллара на конец 2020 года составит 74,7 руб. Рост экономики может начаться со второго квартала 2021 года. 
  • Минсельхоз уточнил план льготного кредитования на 2020 год. На 10% или 400 млн руб. увеличен годовой лимит объема субсидий на льготное кредитование по направлению «Растениеводство». Кроме того, для регионов, имеющих дополнительную потребность в субсидиях для кредитования малых хозяйств, на 222,5 млн руб. увеличен лимит субсидий по этому направлению. Для предоставления льготных краткосрочных кредитов предусмотрено 20,51 млрд руб. субсидий, в том числе на выдачу новых кредитов – 10,96 млрд руб. На субсидирование льготных инвестиционных кредитов выделено 70,37 млрд руб., в том числе на выдачу новых кредитов – 5 млрд руб. 
  • Федеральная антимонопольная служба проверит информацию о росте цен на продукты питания в торговых сетях. Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин на совещании фракции «Единая Россия» с правительством заявил, что «беспредел» с наценками на продукты в торговых сетях необходимо остановить. В связи с изменившейся экономической ситуацией ФАС перешла на ежедневный мониторинг цен в торговых сетях и несетевых магазинах.
  • Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции подготовил запросы в ФНС, Счетную палату, Генпрокуратуру и профильные министерства об эффективности расходования полученных компанией «Ростсельмаш» из федерального бюджета средств, а также обоснованности выплаты предприятием значительных дивидендов – 2,7 млрд руб. по итогам прошлого года. Государство ежегодно оказывает поддержку предприятию, в 2019 году ему было перечислено почти 6 млрд руб. субсидий.

Будьте в тренде!


Ваш Agrotrend.ru.