Торговля упадет вслед за реальными доходами потребителей. Оборот офлайн магазинов уменьшается на фоне трехзначных темпов роста онлайн продаж FMCG

В этом году розничный товарооборот может упасть на 6,2%, следует…

В этом году розничный товарооборот может упасть на 6,2%, следует из апрельского прогноза Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. В прошлом году он вырос на 1,6%. В январе-феврале оборот розничной торговли прибавил 3,7% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе в феврале — на 4,7%, оценил Росстат. В феврале был обновлен пятилетний максимум по темпу роста оборота розничной торговли, ускорение наблюдалось как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте рынка, отмечает Минэкономразвития.

На динамике сектора скажутся не только карантинные ограничения, но и рекордное с 2014 года падение реальных располагаемых доходов населения на 6,5% по итогам года. Во втором квартале они могут уменьшиться на 17,5% после снижения на 0,4% в первом квартале, оценил ВЭБ. Затем начнется постепенное восстановление: по итогам третьего квартала доходы сократятся на 7,4%, в четвертом — на 0,8%. 

  • На фоне ажиотажного спроса, ослабления рубля и попытки части населения купить товары длительного пользования результат торговли по итогам марта может быть выше, чем в феврале, прогнозирует агентство InfoLine. Однако по итогам апреля сектор ждет тотальный обвал на фоне карантинных ограничений. По оценке агентства, падение продаж по итогам апреля в ритейле в целом будет на уровне 30-40%, в общепите – минимум 50%. 
  • По данным IT-компании «Эвотор», к концу марта продажи в гипермаркетах снизились на 40%, в супер- и минимаркетах — на 31%, в продуктовых специализированных магазинах — на 15% по сравнению с серединой февраля. 
  • Ассоциация компаний розничной торговли тоже заметила падение трафика в магазинах и замедление роста среднего чека. 

Онлайн растет

На этом фоне в онлайн-торговле, наоборот, отмечается рост показателей. На первой неделе ажиотажного спроса, с 9 по 15 марта, продажи товаров повседневного спроса через интернет в натуральном выражении выросли на 81% год к году, оценила исследовательская компания Nielsen. На наделе с 16–22 марта они выросли на 163%, с 22 по 29 марта — на 152%. Пик спроса на товары FMCG в онлайн-магазинах, как и в офлайн, пройден, считает Nielsen. На неделе с 23 по 29 марта темпы роста онлайн-продаж замедлились, однако снижение оказалось меньше, чем в офлайн: на 6,8% против 30%. Это свидетельство того, что у части потребителей «закрепилась» привычка покупки товаров повседневного спроса через интернет, отмечает компания.



История вопроса

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2019 году в России онлайн продажи продуктов питания выросли на 41% до 124,9 млрд руб., пишут «Ведомости». Но пока доля этого рынка небольшая: только 0,8% всего продовольствия в России продается онлайн. Для сравнения, в Китае этот показатель достигает 14%, в Японии — 7,7%, в Великобритании — 7,2%. Основные продажи идут через крупные интернет-магазины и маркетплейсы, доля продаж напрямую от производителей невелика: потребителю удобнее покупать в магазинах с широким ассортиментом. Тем не менее, ряд компаний — производителей продуктов питания развивают собственную онлайн-продажу своей продукции, рассчитывая таким образом частично компенсировать падение в других каналах продаж. 

  • ГК «Чистая линия» (выпускает мороженое и молочную продукцию) до введения в России режима всеобщей самоизоляции отправляла около 1 тыс. заказов в день, сейчас уже около 2,5 тыс. Увеличение парка автомобилей позволит выполнять до 10 тыс. заказов в Москве и Московской области. 
  • У производителя тепличных овощей «Долина овощей» число интернет-заказов в марте выросло в пять раз по сравнению с февралем, свой интернет-магазин компания запустила в начале года. 
  • У кондитерской фабрики «Победа» продажи в денежном выражении в марте выросли на 35% год к году. Выручка собственного интернет-магазина увеличилась на 90%, количество заказов — более чем на 70%. 
  • Производитель мягких и свежих сыров «Умалат» запустил интернет-магазин в ноябре прошлого года, сейчас из-за роста популярности оперативно его доработал и пытается сократить время обслуживания заказа.

Те производители, у которых нет собственных онлайн-магазинов, идут на маркетплейсы, где также видят повышенный спрос. Так, входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь» начал торговлю на Ozon в 2019 году. Сейчас компания продает там крупы, сахар, фасованные орехи и т. д. По сравнению с февралем в марте отгрузки для Ozon.ru увеличились почти вдвое. Недавно агрохолдинг начал продажи на маркетплейсе «Беру», а также стал поставщиком «Утконоса» и «Экомаркета». В ближайшие два года «Степь» планирует увеличить долю онлайн-продаж с нынешних 10% до 30%. 



Выводы для бизнеса

Под ударом в текущий кризис находятся, прежде всего, несетевая розница, небольшие магазины и региональные сети. Часть потребительского спроса закономерно переходит в онлайн по мере того, как полки в обычных магазинах пустеют. В сложившейся ситуации интернет-торговля FMCG получила новый импульс для развития: для онлайн-ритейлеров это отличная возможность расширить свою аудиторию, в том числе предложив бесплатную доставку или скидки на первые заказы. Опыт Китая, который постепенно возвращается к привычной жизни, показывает, что COVID-19 заставил потребителей пересмотреть свое отношение к онлайн-покупкам — 89% опрошенных сказали, что после завершения карантина они будут делать больше покупок товаров повседневного спроса в интернете. Не исключено, что в России после снятия карантинных ограничений популярность покупок FMCG, в том числе продовольствия, тоже вырастет. Как бы то ни было, для производителей продуктов питания может быть не лишним диверсифицировать каналы сбыта за счет онлайн-продаж.