Зерновая биржа: желание президента и реальность

Почему в России не развивается свободная торговля одним из самых популярных биржевых товаров

Ликвидная биржевая торговля «аграрными» commodities – вопрос, который обсуждается, наверное, столько же, сколько существует современная Россия. Недавно проблема вышла на высший уровень – вопрос поставил перед главой Минэкономразвития президент Владимир Путин. Но почему до сих пор ничего не получалось, и явно не получится теперь? Об этом в статье для Agrotrend.ru рассуждает Александр Белозерцев – президент консалтинговой компании «Александра» и эксперт по биржевым товарным рынкам.

  • Современная (futures & options) зерновая биржа выполняет две основные макроэкономические функции и предоставляет бизнес-услуги. Во-первых, по ценообразованию, снабжая многочисленных участников рынка физического зерна, и не только их, ценовым ориентиром (benchmark). Тем самым давая возможность эффективно планировать экономическую деятельность. Во-вторых, функцию/услугу по хеджированию своих ценовых рисков. Кроме того, высоколиквидный биржевой рынок товарных деривативов дает уникальную макроэкономическую возможность «магнитить», или «связывать», существенные объемы свободных (спекулятивных) денег в национальной экономике. К сожалению, ни одна из действующих российских бирж не может пока предоставить таких бизнес-услуг участникам зернового рынка.
  • В последнее десятилетие (2010-2020 годы) российская зерновая отрасль одна из немногих в стране показывала позитивные экономические результаты. Стабильно росли объемы производства зерна и его экспорта, увеличивались товарность и частота оборота зерна. При этом российский зерновой сектор оставался почти на 100% частным бизнесом, ежедневно сталкивавшимся с серьезными рисками ценовой неопределенности и волатильности.
  • Участники зернового рынка постоянно сталкиваются с проблемой получения адекватной и объективной ценовой информации, чтобы иметь возможность ограждать (хеджировать) свои позиции на рынке от неблагоприятного колебания цен. Институционально – по количеству и качеству участников, содержанию бизнес-процессов, обилию ценовых рисков – наш зерновой сектор давно созрел для создания и развития современной биржи деривативов, которая бы оказывала вышеперечисленные бизнес-услуги в России и на экономическом пространстве экс-СССР. Однако ни одна из российских бирж до сих пор не может достойно ответить на запрос зерновой отрасли.
  • Продолжавшиеся более 20 лет попытки квазигосударственной Московской биржи заниматься зерновой темой ни к чему не привели. Запуск в торговлю фьючерсного контракта на российскую пшеницу 4 класса, предпринятый в декабре 2020 года, тоже пока не имеет серьезной перспективы. Были в очередной раз допущены серьезные просчеты и ошибки в спецификации контракта. Прежде всего – в конструировании надежной и эффективной процедуры поставки физического зерна по открытым на биржевом рынке позициям. До сих пор сохраняются серьезные вопросы к используемой Мосбиржей методологии разработки и написания новых фьючерсных и опционных контрактов на товарные активы. А также к готовности ее топ-менеджмента эффективно использовать в своей работе уникальную экспертизу по этим вопросам, имеющуюся в стране и за ее пределами.
  • Биржевой рынок деривативов и государство – антагонисты. Но они вынуждены сосуществовать, постоянно ища какие-то точки соприкосновения, а также компромиссные решения для успешного развития свободной биржевой торговли. В этой связи февральский публичный призыв президента Владимира Путина развивать биржевую торговлю зерном выглядит достаточно провокационно.
  • Более того, события последних месяцев – активная дискуссия по поводу контроля государства над ценами продовольствия и экспортом сельхозпродукции – лишний раз показывают, что российские чиновники слабо представляют себе, какую медвежью услугу оказывают развитию биржевого рынка зерна. При таком массированном наступлении государства на механизм ценообразования на зерновую продукцию, который наблюдается в наши дни, можно смело забыть о развитии в России высококонкурентного с точки зрения сложившейся международной практики биржевого рынка.
  • Любопытно, что в этой ситуации Мосбиржа, призванная по своему статусу быть лидером и драйвером свободного ценообразования на торгуемые товары, и крайне заинтересованной в успехе ее нового контракта на пшеницу, красноречиво промолчала. Не было высказано ни одного веского аргумента против вероломного государственного вмешательства в текущее сомнительное регулирование цен на зерновую продукцию в стране.
  • Вместо того чтобы активно выступать в защиту свободного ценообразования на зерно и продукты его переработки, при этом максимально концентрируясь на развитии рынка деривативов, Мосбиржа вступила в несвойственную для классической биржи коллаборацию по регистрации экспортных зерновых контрактов и расчета (под эгидой ЦБ) «внебиржевых ценовых индикаторов» на зерно (см. постановления правительства N104 от 3 февраля и N117 – от 6 февраля 2021 года). Данные функции всецело относятся к сфере компетенции Минсельхоза, но никак не организатора биржевого рынка товарных деривативов.
  • Успешное развитие биржевого рынка зерна в России всецело будет зависеть от инициативности и серьезности намерений частного капитала, а не госкомпаний. От серьезных, крупных частных зерновых структур, которые максимально заинтересованы в развитии в России и бывшем СССР указанных выше бизнес-услуг и доведении их качества до мирового, конкурентного, уровня. Это многослойная задача, которая потребует со стороны российского зернового бизнеса максимальной концентрации интеллектуальных усилий и материальных средств для того, чтобы российский зерновой сектор не только наращивал свое физическое присутствие на мировом рынке зерна, но и соответствовал высоким международным стандартам по предоставляемым отечественными площадками бизнес-услугам.
  • Кроме этого, официальным представителям зерновой отрасли (Минсельхозу, Российскому зерновому союзу, Союзу экспортеров зерна, Национальному союзу зернопроизводителей и другим) нужно четко и квалифицированно сформулировать консолидированный отраслевой запрос на развитие биржевой торговли в адрес отечественных биржевых площадок.
  • Двухстраничного упоминания этой темы в «Стратегии развития зернового хозяйства РФ до 2035 года», принятой в августе 2019-го, пока явно недостаточно. Да и аграрная экономическая наука просто обязана глубоко погрузиться в эту непростую тему. Особенно – в контексте взаимодействия биржевого рынка деривативов и рынка физического зерна, а также ценообразования на зерновую продукцию, постоянно снабжая зерновой бизнес практическими рекомендациями. 
  • Наконец, для создания высококонкурентного биржевого рынка зерна Мосбирже необходимо кардинально изменить подходы к развитию рынка товарных деривативов в целом, и зерна в частности, максимально привлекая к этой работе серьезную профессиональную экспертизу в страны и за рубежом. Более того, со стороны Мосбиржи потребуются дополнительные усилия для создания нужного уровня взаимодействия и доверия с многообразными участниками российского зернового рынка. Только тогда запускаемые в торговлю фьючерсные и опционные контракты на зерно будут понятны российскому зерновому бизнесу и востребованы им.
Зерновая биржа: желание президента и реальность

Владимир Путин – о биржевой торговле зерном

«Что касается рынка продовольственных товаров, в том числе зернового рынка, то, конечно, нам нужно задумываться об этом […]. Мы одна из крупнейших стран-производителей, а ориентируемся на биржи, которые находятся за границами Российской Федерации. То же самое сейчас по зерну. Конечно, сейчас нужно хотя бы иметь обобщённые данные […] по контрактам и так далее. Но такие инструменты надо, конечно, развивать у себя. Почему нет, если мы являемся сейчас страной номер один по экспорту пшеницы? Почему нет, почему мы не можем это не иметь на нашей территории?».

На встрече с министром экономического развития, февраль 2021 года (цитата по kremlin.ru)