Потребители перешли в режим экономии. В том числе они готовы уменьшить траты на продукты питания

Масштабы кризиса на потребительском рынке из-за пандемии COVID-19 и введенных…

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

Масштабы кризиса на потребительском рынке из-за пандемии COVID-19 и введенных ограничений, могут оказаться значительнее, чем предполагалось. Снижение спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг, а в ближайшие шесть месяцев покупатели продолжат сокращать траты, следует из исследования потребительских настроений «Российские потребители – новая реальность». Boston Consulting Group и холдинг «Ромир» сделали его на основе опроса более 1,2 тыс. респондентов по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве.

«Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». <…> Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные», — отмечает президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.

Потребители настроены пессимистично

Эксперты полагают, что по сравнению с жителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно как сам коронавирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 2/3 опрошенным настроены пессимистично.

  • 84% респондентов полагают, что экономическая ситуация ухудшится, либо, в лучшем случае, не улучшится в течение ближайших месяцев.
  • 75% ожидают экономической рецессии в связи с пандемией COVID-19.
  • 62% опрошенных чувствуют свою финансовую незащищенность или испытывают финансовые трудности.
  • 76% полагают, что мир находится в серьезной опасности из-за пандемии.
  • Финансово защищенными себя чувствуют менее 5% опрошенных в среднем по России, при этом в Москве доля таких респондентов составила 7%, тогда как в других регионах – лишь 2%.
  • Также в Москве выше доля тех, кто верит, что экономическая ситуация в стране улучшится в ближайшие 12 месяцев – 13% против 9% в регионах.

Каждый пятый снизит траты на продовольствие

В ближайшие шесть месяцев потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж как из-за боязни заражения коронавирусом при посещении магазинов и торговых центров, так и на фоне финансовой нестабильности, следует из исследования. О дальнейшем снижении расходов сказали 15% опрошенных российских потребителей. Это третий результат после Италии, где таких респондентов 18%, и США, где экономить готовятся 16%. Чистый рост потребительских расходов наблюдается в категориях, связанных с введением мер изоляции.

  • 23% готовятся к увеличению трат на услуги ЖКХ.
  • По 16% респонденты готовы к росту расходов на безрецептурные лекарства и свежие продукты.
  • 13% ожидают увеличения затрат на мобильную связь, 11% – на домашний интернет.
  • При этом в следующем месяце в среднем 21% респондентов готовы тратить меньше на продукты питания. По Москве доля готовых экономить на продовольствии составила 26%.
  • В частности, 15% участников опроса планирует снизить траты на бакалею, 16% – на замороженные продукты и консервы, 28% – на алкоголь.

Почему экономят

Согласно исследованию, 34% респондентов сократят расходы на бакалею, потому что сделали запасы в этой категории. 30% закупили впрок продовольствие категории fresh, 28% сказали о запасах алкоголя. Между тем, 25% опрошенных будут покупать меньше свежих продуктов, потому что у них снизятся доходы. По этой же причине 27% будут экономить на бакалейной продукции. Однако в сумме 75% респондентов готовы сделать запасы, в том числе потому что ожидают повышения цен.

Мнение ритейла

X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») во втором-третьем кварталах по сравнению с мартом ожидает падения спроса на товары, которые закупались впрок в период ажиотажа. В то же время востребованность категории fresh, скорее всего, сохранится или даже возрастет, считает ритейлер. «Магните» также видят переключение на свежую продукцию, потому что потребители вынуждены готовить и питаться дома. Auchan отмечает снижение продаж в магазинах, но фиксирует рост спроса на товары длительного хранения и напитки в онлайн-канале.

Выводы для бизнеса

При умеренно оптимистичном сценарии потребление вернется к докризисному уровню уйдет до трех лет, прогнозируют эксперты, опрошенные «Ведомостями». При этом реальные доходы начнут расти в лучшем случае со второй половины 2021-го. Хотя продовольственный сектор находится в намного более выигрышном положении, чем другие – траты на досуг, путешествия, товары длительного пользования и др. потребители панируют сокращать более значительно – при падении реальных располагаемых доходов многие будут готовы изменить структуру потребления в пользу более дешевых товаров, и производителям придется подстраиваться. Опыт прошлых кризисов показал, что в первую очередь они могут стараться снижать себестоимость и отпускную цену продукции за счет уменьшения веса/объема упаковки, а также перехода на более дешевые рецептуры. Однако в этом случае может пострадать качество и есть риск еще большего падения продаж. В сложившихся условиях производителям нужно снижать себестоимость продукции без ущерба качеству, оптимизировать затраты и развивать прямую доставку. Компании, которые сумеют быстро подстроиться под новые условия, и те, которые уже работают с высокой операционной эффективностью окажутся в выигрыше и, с большой долей вероятности, будут дальше консолидировать рынок.