Субсидирование перевозок зерна на экспорт из регионов Сибири и Урала приостановлено. Причина – распространение коронавируса

Минсельхоз скорректировал свой приказ по субсидируемым перевозкам зерна, убрав из…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Минсельхоз скорректировал свой приказ по субсидируемым перевозкам зерна, убрав из него один из перечней регионов, на железнодорожные станции которых перевозится такое зерно. Соответствующий приказ размещен на официальном портале правовой информации.

Согласно документу, из прежнего приказа о льготных перевозках исключен перечень (приложение N3) некоторых регионов, на станции железных дорог которых перевозится льготное зерно. В этот перечень входят республики Бурятия и Дагестан, Забайкальский, Краснодарский, Приморский и Хабаровский края, Астраханская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская и Ростовская области, Санкт-Петербург. В то же время приложение N2 сохранилось. В него входят Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Ленинградская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, а также Москва и Санкт-Петербург.

Помешал коронавирус

Как говорилось ранее в пояснительной записке к проекту приказа, изменения внесены в связи с распространением коронавируса. «С учетом текущей конъюнктуры зернового рынка, а также проводимыми правительством мероприятиями по борьбе с коронавирусной инфекцией и необходимости обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием перечень станций железных дорог субъектов Российской Федерации, на которые осуществляются перевозки зерна по льготному тарифу, необходимо скорректировать», – сообщало ведомство.

Льготы на перевозку зерна действуют в отношении восьми, в основном восточных, регионов. Субсидируется вывоз 2,1 млн т зерна из Алтайского (514,8 тыс. т) и Красноярского (266,8 тыс. т) краев, Кемеровской (103,9 тыс. т), Курганской (195,3 тыс. т), Новосибирской (289,9 тыс. т), Омской (463 тыс. т), Оренбургской (74,7 тыс. т) и Тюменской (185,3 тыс. т) областей.

Субсидии предоставлялись РЖД на возмещение потерь в доходах, возникающих при перевозке зерна из этих регионов.

История вопроса

Практика субсидирования вывоза зерна из отдаленных регионов была введена в конце 2017 года.

  • Тогда в связи с резким снижением цен было принято решение о вывозе зерна из удаленных от портов регионов. Мера действовала до 31 июля 2018 года. За это время по льготному тарифу в сторону морских портов было вывезено 2 млн т зерна, что позволило стабилизировать ценовую ситуацию. Решение распространялось на станции, расположенные в границах Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской, Омской областей.
  • В 2019 году число регионов, из которых субсидируется вывоз зерна, было уменьшено, кроме того льгота распространялась на перевозку всего 69 тыс. т зерна. В том числе 19,7 тыс. т — из Алтайского края, 16,4 тыс. т — Омской области, 8,9 тыс. т — Новосибирской области, 7,9 тыс. т — Красноярского края, 5,4 и 5,5 тыс. т — из Кемеровской и Курганской областей, 3,9 тыс. т — из Тюменской области и 1 тыс. т — из Оренбургской области.
  • В 2020 году льгота действует с 1 февраля по 31 августа.

Запасы остаются высокими

Тем не менее, остатки зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях страны остаются значительными. На 1 апреля имелось в наличии 24,1 млн т зерна, что на 2,6% превышает показатель на аналогичную дату 2019 года, свидетельствуют данные Росстата. При этом по сравнению с показателем на начало апреля прошлого года запасы в сельхозпредприятиях увеличились на 1 млн т (на 7,8%), до 13,5 млн т, в том числе пшеницы – на 3,3%, до 6,16 млн т.

Больше всего зерна накоплено в хозяйствах ЦФО – почти 3,9 млн т (+15%), Приволжья – более 3 млн т (+4,6%) и Сибири – 2,2 млн т (-5,9 млн т). В агропредприятиях Юга и Северного Кавказа запасы на 1 апреля составляли 2,5 млн т против 2,3 млн т годом ранее.
Что касается регионов, перевозки зерна из которых субсидируются, то в трех из них остатки зерна выше, чем на аналогичную дату в 2019-м. В остальных запасы снизились.

  • В сельхозпредприятиях Красноярского края на 1 апреля имелось 596 тыс. т зерна (+8,4%), в том числе 289 тыс. т пшеницы (+3,8%).
  • В Курганской области в хозяйствах находилось 193 тыс. т зерна (+9,2%), включая 133 тыс. т пшеницы (+13,8%).
  • Аграрии Кемеровской области запасли 93 тыс. т зерна (+9,9%), в том числе 30 тыс. т пшеницы (-11,2%).
  • В сельхозорганизациях Алтайского края остатки зерна снизились на 7,3%, до 521 тыс. т, пшеницы – на 13,5%, до 267 тыс. т.
  • Запасы зерна в Тюменской области стали меньше на 2,8% и составляли на 1 апреля 411 тыс. т, пшеницы тоже сократились на 2,8%, до 196 тыс. т.
  • В агрокомпаниях Новосибирской области объемы накопленного зерна упали на 17,6%, до 423 тыс. т, в том числе пшеницы – на 24,4%, до 197 тыс. т.
  • Остатки зерна в Омской области уменьшились на 12,2%, до 347 тыс. т, пшеницы – на 8,9%, до 213 тыс. т.
  • В сельхозпредприятиях Оренбургской области запасы сократились на 1,3%, до 283 тыс. т, пшеницы – на 11,7%, до 141 тыс. т.

Выводы

Влияние приостановки субсидирования перевозок зерна на экспорт из удаленных регионов значительного влияния на поставкт уже не окажет, так как все возможные в рамках квоты объемы уже не только законтрактованы, но, скорее всего, и вывезены из этих областей (если такие прецеденты имели место быть). Все имеющиеся запасы теперь будут реализовываться на локальных рынках или вывозится к ближайшим соседям, в частности, в Казахстан. Тем не менее, отсутствие субсидирования будет откликаться на ценах, в регионах с высокими запасами зерна они могут опуститься.