Мнения: маркировка молочной продукции

Agrotrend.ru собрал несколько мнений о цифровой маркировке

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

С 1 июня цифровая маркировка молочной продукции стала обязательной – так, производители должны маркировать сыр и мороженое. В первый день работы маркировки предприятиям было выдано 44 млн цифровых кодов. 

  • Как рассказал Agrotrend.ru президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев, к введению обязательной цифровой маркировки он относится отрицательно. Во-первых, система дублирует ФГИС «Меркурий», который работает эффективно и решает те же задачи без серьезных дополнительных затрат. Во-вторых, система цифровой маркировки дорого обходится производителю, что в итоге отражается на цене продукта на полке.
  • Система цифровой маркировки в ГК «Кабош» была запущена с большими проблемами: сейчас необходимо устранить недоделанное и отладить процессы. Технические и организационные проблемы компания решит в ближайшее время.
  • По словам Матвеева, большее внимание следует обратить на экономическую сторону ситуации. Удорожание конечного продукта в результате затрат на введение маркировки на фоне падения  реальных доходов населения, инфляционных процессов непременно приведет к сокращению потребительского спроса на качественную молочную продукцию. Как результат можно ожидать вынужденный переход потребителей на продукцию с заменителями молочных жиров.
  • Генеральный директор ГК «Молвест» Анатолий Лосев рассказал, что у компании технических проблем с маркировкой продукции не возникло. Все необходимое оборудование было закуплено заранее. Кроме этого, были проведены тесты по маркировке сыров. При этом, система маркировки молочной продукции является избыточной мерой контроля. Компании были вынуждены подчиниться, так как это госпрограмма.
  • Введение маркировки значительно увеличит затраты у всех производителей – у подготовившихся заранее они будут меньше, у тех, кто внедрял все в последний момент – затраты будут выше. Также при технических проблемах или сбоях системы есть риск неотгрузки продукции или ее отгрузки несвоевременно. 
  • Маркировка на молочную продукцию приведет к снижению инвестиционной привлекательности молочной отрасли, общие затраты на внедрение маркировки не менее чем на четверть уменьшат доходы компаний, с учетом того, что молочная отрасль в принципе не является супердоходной. Расходы на маркировку в ГК «Молвест» оценены в 280 млн руб. 
  • Заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова не поддерживает введение цифровой маркировки, потому что эта мера избыточна – на молочном рынке уже работает система сквозной прослеживаемости «Меркурий». И она управляется Россельхознадзором, который имеет право штрафовать предприятия, выпускающие фальсификат, а также осуществлять выездные проверки – то есть цифровая маркировка отчасти дублирует действующую систему «Меркурий».
  • Петрова также отметила, что 2 июня возникли сложности с работой сайта «Честный знак» – сыроделы и мороженщики в течение всего дня не могли получить QR-коды. Производители прогнозировали такую ситуацию и сделали недельный запас продукции, но если такие случаи станут систематическими, это приведет к производственным сбоям, потому что выпуск молочной продукции – цикличный процесс и его нельзя останавливать. Кроме того, многие сыроделы начали внедрение системы цифровой маркировки, но осуществляют нанесение QR-кода в ручном режиме, что влияет и на себестоимость, и на эффективность работы предприятия. 
  • Кроме этого эксперт рассказала Agrotrend.ru, что нигде в мире нет такой системы прослеживаемости, так как она дорогая и избыточная. Также важно помнить, что за каждый QR-код предприятие платит 50 копеек без НДС структуре «Честный знак».
  • Исполнительный директор «Русской аграрной группы» Евгений Астафуров рассказал, что компанию введение маркировки не затронуло – продукция компании реализуется на рынке B2B. По мнению Астафурова, маркировка – необходима, однако подходить к ее внедрению необходимо взвешенно, так как она может привести к подорожанию продукции для конечного потребителя.