Квоту на экспорт учтут по факту отгрузки. Минсельхоз будет бороться с манипуляциями при вывозе зерна

Минсельхоз предложит внести изменения в законодательство, чтобы избежать манипулирования при…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Минсельхоз предложит внести изменения в законодательство, чтобы избежать манипулирования при экспорте зерна по квоте, говорится в письме ведомства, адресованном организации «Опора России». С его копией ознакомились «Ведомости» (без подписки можно почитать здесь).

История вопроса

  • С начала апреля до конца сезона Минсельхоз ограничил экспорт зерна за пределы ЕАЭС 7 млн т. Квота на поставки была выбрана 26 апреля. Однако оказалось, что некоторые трейдеры уже погрузили зерно для вывоза, но не успели оформить его из-за стремительного выбора квоты в последние дни. И наоборот – некоторые игроки оформили неполные декларации, не имея зерна. Отраслевые аналитики предупреждали, что это грозит рынку волной дефолтов.
  • На проблему обратила внимание «Опора России». Организация попросила Минсельхоз разрешить экспортировать уже готовое к отправке зерно еще в течение 15 дней, позволив трейдерам оформить партии. По мнению организации, квоты была слишком быстро исчерпала за счет применения неполного таможенного декларирования товара. Также организация утверждала, что некоторые компании торговали квотами.
  • Агроведомство тогда ответило, что трейдеры, которые закупили зерно, но не успели получить квоту на его экспорт, могут перенаправить его на внутренний рынок или на рынки стран ЕАЭС.

В квоту вернули 500 тысяч тонн зерна

На 26 апреля было задекларировано 7 млн т, а фитосанитарных сертификатов оформлено лишь на 3,8 млн т, признает Минсельхоз. Как результат – в мае трейдеры стали отказываться от выбранных объемов по квоте.

Ранее на этой неделе «Интерфакс» сообщал, что на онлайн-счетчике Минсельхоза появилась информация об отказе от 230 тыс. т зерна. Этот объем был выбран другими трейдерами немногим более чем за три часа. На вечер вторника от квоты оставалось 192,7 т, на 13:30 29 мая – около 7,5 т.

Председатель Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин пояснял информагентству, что это результат многодневных усилий участников союза по урегулированию ситуации с отгрузками на экспорт в ситуации исчерпанной квоты. В общей сложности участники союза отказались от более чем 500 тыс. т. «Они сделали это добровольно, в ущерб собственным экономическим интересам, протянув таким образом руку помощи коллегам по рынку, даже тем, кто не входит в союз», – подчеркнул Зернин.

Неполное таможенное декларирование по квоте практиковали более 70 экспортеров, сообщил представитель ФТС. Активнее других открывал неполные декларации крупнейший экспортер — ТД «Риф», сообщили ведомости со ссылкой на федерального чиновника.

С 1 по 24 апреля «Риф» экспортировал по грузовым декларациям 480 тыс. т зерна, а после исчерпания квоты отгрузил еще 524 тыс. т по неполным декларациям, почти полностью выполнив обязательства, прокомментировала гендиректор компании Марина Турянская. По ее словам, о практике использования неполных деклараций стало известно примерно с 20 апреля. У многих были заключены контракты на поставку с государственными агентствами Египта, Саудовской Аравии и других стран, экспортеры были вынуждены выпускать неполные декларации, чтобы избежать штрафов, объясняет она.

Нужно считать только отгруженное

  • Чтобы пресечь подобные ситуации, нужно дать правительству полномочия определять, для каких категорий товаров неполное таможенное декларирование не применяется, сказано в письме. Минсельхоз подготовит такие предложения по поручению правительства, подтвердил «Ведомостям» представитель ведомства.
  • Минсельхоз и дальше планирует использовать квоты на экспорт, однако предполагается, что теперь выборка квоты будет считаться по фактическим отгрузкам.
  • Отмена неполных деклараций действительно помогла бы в будущем избежать таких проблем, соглашается вице-президент «Опоры России»​ Николай Дунаев.
  • Правда, Зернин напоминает, что возможность использовать неполные декларации предусмотрена в Таможенном кодексе ЕАЭС, и непонятно, достаточно ли у российских органов власти полномочий, чтобы ограничить их применение. Впрочем, если такое решение будет принято, то большинство экспортеров это устроит, думает он, тем более что до введения квоты участники рынка не использовали неполные декларации.
  • Также Зернин считает, что целесообразно вводить квоту, если урожай будет ниже 120 млн т. При этом было бы логично регламентировать объемы вывоза отдельно для каждой компании, пропорционально ее доле в экспорте за первую половину сезона.

Выводы

Отраслевые аналитики не раз отмечали, что квота сама по себе искусственно создает проблемы, добавляет неопределенности и нервозности рынку, снижает уровень конкуренции и интерес к инвестициям. При этом заявленной цели – регулирования зернового рынка – путем введения квоты добиться не удалось, даже наоборот: вместо снижения цен на фоне ажиотажного спроса со стороны трейдеров они стали расти. При этом участники рынка, если понадобится, всегда могут найти пути обхода ограничений. Любой дополнительный инструмент регулирования рынка только добавляет ему непрозрачности.