7 интересных сельскохозяйственных самолетов

Agrotrend.ru сделал обзор наиболее знаковых, на взгляд редакции, зарубежных объектов сельхозавиации

В 2021 году отмечается сто лет первого использования самолета в сельскохозяйственных целях и это хороший повод обратиться к мировому опыту. Всем известно, что Советский Союз создал неувядаемую классику – многофункциональный универсальный Ан-2. Он хоть и давно устарел, но все никак не найдется достойный преемник: проекты «спотыкаются» то о дороговизну, то об организационно-юридические препоны. Показанный на салоне МАКС-2021 концепт ЛМС-901 – самый последний по времени наш луч надежды. А что происходит и происходило в остальном мире?

1.  Curtiss: вековой юбилей

Никто поначалу и не думал строить специальный самолет для сельскохозяйственных работ. Американские деревянные бипланы семейства Curtiss JN были созданы как тренировочные машины для подготовки военных летчиков, сражавшихся впоследствии на фронтах Первой мировой. Но пришел мир, и «Кертиссы» отлично вписались в мирную жизнь, став основой американской гражданской авиации.

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://www.airplane-pictures.net

100 лет назад, в августе 1921 года, пилот армии США оснастил свой Curtiss «Jenny» JN-4 небольшим самодельным бункером и механизмом выпуска. Бункер был загружен измельченным порошком арсената свинца. Самолет распылил груз инсектицида над рощей катальпы великолепной – деревьев с крепкой древесиной, которая шла на шпалы и столбы для заборов. Цель – спасение рощи от гусениц-вредителей, пожиравших ценный материал. Новость о распылении агрохимиката с самолета быстро разнеслась по стране. «А что, так можно?..» – спросили себя американские фермеры. Так началась эпоха сельскохозяйственной авиации.

2.  AT-802A: флагман современности

Возможно, самый производительный в мире сельскохозяйственный самолет выпускается компанией Air Tractor («Воздушный трактор») из американского штата Техас.  AT-802A – это большой одномоторный моноплан с размахом крыла 18 м. Его отличает уникальная грузоподъемность – 4036 кг, а размещенный между пилотской кабиной и баком с керосином бункер способен вместить более 3000 л химикатов. В качестве силовой установки выбран турбовинтовой двигатель семейства PT6 (Pratt&Whittney Canada) мощностью 1350 л.с. на валу.

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://upload.wikimedia.org

Про AT-802 можно сказать то же, что и про многие другие сельскохозяйственные самолеты. Многие из этих машин имеют модификации для неаграрных задач. Это санитарные, пожарные, пассажирские модификации. А иногда – даже военные: вспомним наш легендарный У-2, ночной бомбардировщик времен Великой Отечественной. Но AT-802 даже в этом смысле оказался весьма продвинутой моделью. Существуют специальные боевые модификации AT-802 – легкие штурмовики, оснащенные стрелковым и ракетным вооружением.

3.  Thrush: сердце – пламенный мотор

Важный момент для сельскохозяйственного самолета – способность работать в разных климатических условиях. Жаркий воздух или воздух высокогорья разрежены, а значит, падает тяга, снижается грузоподъемность, растет длина разбега перед взлетом. Американская компания Thrush Aircraft из Олбани (штат Джорджия США) несколько лет назад представила новинку – моноплан Thrush 510G. Самолет разработан в сотрудничестве с корпорацией GE – одним из крупнейших в мире производителей газотурбинных двигателей.

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://africair.com

Установленный на 510G турбовинтовой двигатель GE H80 обладает высокой мощностью (800 л.с. на валу), и оптимизирован для работы при высокой температуре воздуха. Система управления самолетом насыщена электроникой и автоматикой. Она объединяет, например, в одном рычаге работу пилота с двигателем и винтом, что заметно снижает усталость летчика. Вместе с тем, в отличие от AT-802, Thrush обладает меньшими размерами и грузоподъемностью – объем бункера составляет 1930 л. Интересный факт: новейший двигатель от GE является глубокой модификацией двигателя Walter M601, разработанного в 1960-е годы в Чехословакии. Теперь чешское предприятие входит в GE.

4.  Ag Cat: классика жанра

Американская компания Grumman (ныне Northrop Grumman) известна своими боевыми самолетами. Ей же принадлежит честь создания посадочного модуля для лунных космических кораблей США серии «Аполлон». Еще одна интересная деталь: в названиях многих боевых машин от Grumman нередко присутствует слово сat (кот, кошка). Есть например, морской истребитель А4А Wildcat и даже kitten (котенок).

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://www.publicdomainpictures.net

В 1950-е годы Grumman стала первой в мире аэрокосмической корпорацией, построившей специализированный сельскохозяйственный самолет, причем в полном соответствии с уже созданными правилами для машин такого типа. Без любви к кошкам не обошлось и тут – самолет получил название Ag Cat G-164. По сути, получилось целое семейство «котов» – если базовая модель летала на поршневом двигателе мощностью 225 л.с., то старшая была оснащена турбовинтовым мотором в 750 л.с.  Менялась и полезная нагрузка: модель 1976 года получила более вытянутый фюзеляж и объемный бак для химикатов – 1900 л. Самолет вобрал в себя несколько интересных новшеств. Например, герметичную кабину с наддувом, но не для полетов в стратосфере, а во избежание всасывания внутрь распыленных ядовитых химикатов. В 1990-е годы в Австралии машину оснащали поплавками, что весьма необычно для сельхозавиации.

5.  Ipanema: бразильское электричество

Когда мы говорим об электрическом будущем авиации, есть ощущение, что знаменитые советские «кукурузники» – едва ли не первый кандидат на электрификацию. Небольшие скорости, малые дистанции полета – как раз то, что нужно. Но первые новости поступили из Бразилии. Авиаконцерн Embraer, всемирно известный своими региональными лайнерами, но выпускающий и другую авиапродукцию, представил электрифицированную версию сельскохозяйственного самолета EMB-203 Ipanema.

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://www.controller.com

В «обычной жизни» машина оснащалась поршневыми моторами американской компании Lycoming, питавшиеся бензином или (как водится в Бразилии) тростниковым спиртом. На борт самолет брал или 950 литров жидких химикатов, или 750 кг твердых. И вот в августе 2021 года электрическая «Ипанема» отправилась в первый полет. Интересно, что проект получился исключительно патриотическим. Электрическую силовую установку изготовила бразильская фирма WEG, а батарейки – также местная энергетическая компания EDP.

6.  М-15: детище плановой экономики

Мягко говоря, немного странно выглядящий самолет на самом деле был и до сих пор является обладателем нескольких весомых рекордов. Это единственный в мире реактивный биплан, единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет, самый тяжелый в истории биплан и, вероятно, самый тихоходный реактивный самолет – по крайней мере, из выпускавшихся серийно (максимальная скорость 200 км/ч). Речь идет о детище компании WSK PZL-Mielec из социалистической Польши. В начале 1970-х годов советское правительство приступило к поиску замены классическому «кукурузнику» Ан-2 и разместило в дружественной Польше заказ на создание такой машины. Возможно, из-за того, что эйфория, связанная с приходом в гражданскую авиацию газотурбинных технологий, еще не прошла, новый сельскохозяйственный самолет решено было оснастить турбореактивным двигателем АИ-25 ОКБ Ивченко. Предполагалось, что АИ-25 будет не только создавать реактивную тягу, но и подавать сжатый воздух для «выстреливания» гранулированных удобрений. В качестве летающей лаборатории для испытаний двигателя был выбран все тот же Ан-2. Но уже тогда стало понятно, что затея не слишком хороша: самолет получался шумным, прожорливым и плохо управляемым. Но в условиях плановой экономики возможно все. И самолет под названием М-15, сделанный по схеме «двухбалочный полутораплан», в 1973 году все-таки поднялся в воздух и поступил в серию (всего построили 175 штук).

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://www.popularmechanics.com

М-15 эксплуатировался недолго, и практически только в СССР. Он показал, что по затратам и ряду эксплуатационных качеств уступает «старичку» Ан-2. За сильный шум двигателя поляки дали машине неофициальное прозвище «Бельфегор» – по имени библейского демона.

7.  Airtruk: «крылья апокалипсиса»

Сельскохозяйственный самолет PL-12 Airtruk производства австралийской компании Transavia оказался достаточно востребованной моделью. «Малыш», совершивший свой первый полет в 1965 году, производился до середины 1990-х. Всего было сделано 118 штук. Они исправно работали на полях, поднимая в воздух чуть меньше тонны удобрений. Однако, что привлекало к машине внимание прежде всего, – конструкция. Фюзеляж-обрубок, вызывающий ассоциации то ли с цыпленком, то ли с воробьем, кажется непропорционально маленьким по сравнению с тем, что его окружает.

7 интересных сельскохозяйственных самолетов
Источник: https://aeropedia.com.au

А окружают его крыло-полутораплан и две хвостовые балки, каждая со своим оперением. На самолет устанавливались поршневые двигатели. Первым из них стал оппозитный  шестицилиндровый Rolls Royce Continental IO-520D. Нестандартный вид машины не оставил равнодушными кинематографистов. В третьей части культового фильма «Безумный Макс» (1985 год) выкрашенный в черный цвет PL-12 фигурирует в качестве самолета постапокалипсиса. На этой странной машине герои фильма отправляются в Сидней.