Поставлена точка в споре за адыгейский сыр

Бренд «Сыр адыгейский» могут использовать только производители сыра из Адыгеи.…

Бренд «Сыр адыгейский» могут использовать только производители сыра из Адыгеи. Решение о том, что российская компания, производящая этот сыр за пределами Адыгеи, – брянское «ЗАО “Умалат”» – все же не может использовать данный бренд, вынес Арбитражный суд Брянской области. О решении суда ТАСС сообщила юрисконсульт Союза производителей адыгейского сыра Анастасия Черносмага. «Суд вынес решение, в котором признал «Умалат» нарушителем исключительного права на наименование места происхождения товара «Сыр адыгейский», в связи с чем частично удовлетворил требования о взыскании компенсации», – заявила она. Размер компенсации не уточняется.

В «Умалате» уверены, что производство сыра нельзя ограничивать территориальной границей. По словам основателя и гендиректора компании Алексея Мартыненко, решение суда не добавит ценности адыгейскому сыру. «Технология и контроль качества далеки от того, что мы видим в таких сырах с защищенным названием, как Пармиджано Реджано или Моцарелла де буффало кампана», – заявил он сегодня сайту The Dairynews.

  • Истории противостояния сыроделов несколько лет. В 2017 году Минсельхоз запретил производить адыгейский сыр за пределами Адыгеи и Краснодарского края. Наименованию «Сыр адыгейский» была предоставлена защита по месту географического происхождения.
  • Верховный суд в январе 2018 года вынес решение о признании за производителями Адыгеи исключительного права на бренд «Сыр адыгейский».
  • Роспатент неоднократно подтверждал исключительное право молочных заводов республики на производство адыгейского сыра.
  • Российские компании, производящие адыгейский сыр без адыгейской «прописки» – в частности, «Умалат» Алексея Мартыненко (бренды Unagrande, Pretto), – пытались оспорить основания, на которых рассматриваются заявки на регистрацию исключительного права.

В 2018 году Союз производителей продукции «Сыр адыгейский», объединяющий адыгейских производителей, подал иск к «Умалату» с требованием изъять продукцию из оборота, уничтожить товар, этикетки и упаковки с наименованием «Сыр адыгейский». Предметом иска было якобы незаконное использование «Умалатом» наименования места происхождения товара (НМТП): он делал этот сыр вне территории Адыгеи. Сам «Умалат» настаивал, что его сыр соответствует ГОСТу, по которому адыгейский сыр производился по всему СССР с 1975 года.

  • В ноябре 2018 года Арбитражный суд Брянской области встал на сторону «Умалата». Он постановил, что условия, указанные в НМТП, не выполняются ни одним из участников рынка – в том числе и самими адыгейскими производителями.
  • В марте 2019 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле поддержал решение Арбитражного суда Брянской области, разрешившего «Умалату» использование бренда.
  • Но кассационная инстанция не признала решения судов. Дело было отправлено на пересмотр. Основанием для этого стало то, что суды изучали характеристики сыров вместо рассмотрения только вопроса о защите исключительного права на НМПТ.
  • В сентябре 2019 года Палата по патентным спорам отказала производителям из других регионов, включая «Умалат» и «Сыр Стародубский», в праве называть адыгейскими свои сыры.
  • Целый год Арбитражный суд Брянской области рассматривал дело,  и вот теперь согласился с правообладателями.
  • Сейчас выпускать «Сыр адыгейский» имеют право восемь адыгейских производителей: молзаводы «Гиагинский» и «Тамбовский», Красногвардейский и Адыгейский молочные заводы, молкомбинат “Адыгейский”, молзавод «Новый», Кошехабльский сырзавод и ИП Руслан Хутыз.

Эксперты предупреждали, что в случае закрепления за адыгейскими компаниями исключительных прав на бренд освободившуюся нишу займут белорусские производители. На них ограничения, в отличие от российских сыроделов, не распространяются.

В 2019 году в Адыгее было произведено 17,2 тыс. т сыров и сырной продукции. Это + 26% к показателю 2018 года.