На рынке АПК могут появиться новые правила грузоперевозок

Крупные российские агрохолдинги и зернотрейдеры выступают против перевозки сельхозпродукции автотранспортом…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Крупные российские агрохолдинги и зернотрейдеры выступают против перевозки сельхозпродукции автотранспортом с перегрузом. Они уверены, что это позволяет недобросовестным компаниям сэкономить, препятствует конкуренции и развитию рынка. Такие аргументы содержатся в проекте меморандума о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции, с его копией ознакомился «Коммерсантъ».

  • Написание меморандума инициировала Ассоциация добросовестных участников рынка АПК. В нее входят в том числе Объединенная зерновая компания (агент государства по проведению зерновых интервенций и управлению зерновым госфондом), ТД «Риф», Glencore, «Мирогрупп Ресурсы».
  • Еще несколько крупных компаний заявили о готовности присоединиться к инициативе.
  • Преднамеренное превышение допустимой массы транспортных средств дает недобросовестным игрокам конкурентное преимущество за счет снижения стоимости логистики, а покупателям — «незаконную экономию» в цене товара, говорится в меморандуме.
  • Также, по мнению его авторов, это приводит к преждевременному износу дорог, стимулирует рост коррупции и в целом тормозит развитие рынка.
  • Подписавшие меморандум обязуются не искажать сведения о перевозке.
  • В документе говорится, что грузоотправители должны гарантировать соблюдение весовых норм, перевозчики – отказываться от партий с перегрузом, терминалы – не принимать транспорт с превышением допустимой массы.
  • Документ пока на стадии обсуждения. В Минсельхозе его не видели.
  • Однако в министерстве в целом согласны с инициативой. Там считают, что   саморегулирование способствует развитию рынка и позволяет упростить разрешение спорных ситуаций, но требует соблюдения правил и гарантий всеми участниками.

Отраслевые эксперты опасаются, что транспортировка сельхозпродукции может существенно подорожать (на десятки процентов), а российское зерно потеряет конкурентоспособность.

  • Одним саморегулированием проблему перегруза решить не удастся – компаниям придется кооперироваться, например, с Госавтоинспекцией, считает директор «Совэкона» Андрей Сизов.
  • Жесткие требования к допустимому весу транспорта не решат фундаментальной проблемы, согласен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. И удорожание логистики только снизит конкуренцию российского зерна.
  • Однако, за счет административного ресурса высока вероятность того, что подписание документа будет «добровольно-принудительным», считает Рылько.

Выводы

Договоренность участников рынка о правилах перевозок кажется правильной идеей. Но, как водится в России, отрицательных последствий у нее может оказаться больше, чем положительных. В итоге значительное подорожание транспортировки зерна ляжет на самих сельхозпроизводителей. Кроме того, гарантии придется выполнять не только бизнесу, но и контрольно-надзорным органам – с этим тоже может возникнуть проблема.