В России стали потреблять меньше пальмового масла

С октября прошлого года и по 30 июня 2020-го ввоз…

Источник фото: Фото: pixabay.com

С октября прошлого года и по 30 июня 2020-го ввоз в страну пальмового масла упал на 8,1% – до 777,3 тыс. т  к тому же периоду 2018 – 2019 годов. Причиной снижения импорта эксперты считают повышение НДС на пальмовое масло, пишет «Российская газета» со ссылкой на исследование Центра агроаналитики при Минсельхозе.

  • С октября прошлого года была увеличена ставка НДС на пальмовое масло с 10% до 20%. Предполагалось, что бюджет получит от этой инициативы дополнительно 4,5 – 5 млрд руб. в год. Также чиновники рассчитывали, что снижение импорта «пальмы» улучшит качество продуктов питания. Правда, они не уточняли, какими равноценными по соотношению цена/качество ингредиентами его можно заменить в пищевых производствах.
  • С 1999 года потребление пальмового масла росло. В течение последних пяти лет оно прибавляло примерно по 2,5% в год, и сейчас составляет около 1 млн т. А за пять лет до этого ежегодный рост поставок «пальмы» вообще достигал 10,5%, и оно вытесняло подсолнечное в b2b-сегменте. Это масло – удобный и доступный ингредиент для пищевой промышленности: на мировом рынке пальмовое масло дешевле других растительных масел на 10-40%. Биржевая цена на пальмовое масло оказывает значительное влияние и на цену подсолнечного масла как товара-субститута, в том числе внутри России.
  • В России 30% ввозимого пальмового масла применяется для выпуска кондитерских изделий, 15% – хлебобулочных изделий, 25% – для продукции быстрого приготовления (чипсов, пищевых концентратов и т.д.). 13% масла идет на изготовление молокосодержащих товаров, и 3% – потребительских маргаринов и спредов.
  • Структура предпочтений растительных масел вряд ли сильно изменится в России, считают в Центре агроаналитики.  Если в мире пальма первенства давно остается за “пальмой”, то у нас оно занимает в потреблении второе место, причем с большим отрывом от традиционного масла – подсолнечного.
  • При стабильных доходах населения внутреннее потребление продукции, при производстве которой используется пальмовое масло, не имеет серьезных перспектив роста, дипломатично формулирует руководитель направления растениеводства Центра агроаналитики Рудольф Булавин в интервью «РГ». Это можно выразить проще: пока россияне не начнут больше зарабатывать и потреблять больше продуктов, где используется «пальма», нам не с чего ждать роста ее ввоза в Россию.
  • По мнению Булавина, дальнейший рост импорта пальмового масла сейчас возможен только при увеличении экспорта кондитерских, хлебобулочных изделий, модифицированных жиров и масел. Российские кондитерские изделия действительно пользуются спросом за рубежом, и постепенно наращивается их экспорт. Правда, он пока совсем небольшой, а рост это направление показывает потому, что раньше кондитерку почти не экспортировали. У статистиков это называется «эффектом низкой базы».