Обзор USDA: Россия остается крупным импортером продуктов
Такая динамика продолжается уже три года подряд, свидетельствует новый обзор…
Такая динамика продолжается уже три года подряд, свидетельствует новый обзор Иностранной службы Минсельхоза США (FAS USDA). Его оригинальную версию на английском языке можно почитать здесь. А ниже мы пересказываем ключевые факты.
Россия является импортером потребительских товаров и крупнейшим рынком в Европе с более чем 145 млн покупателей, из которых 56 млн относятся к среднему классу. По размеру это третий рынок Европы после Германии и Франции.
Покупают российское
В настоящее время в России работают примерно 22 тыс. пищевых предприятий, где заняты 2 млн человек.
- Доля местной продукции в розничных сетях, по оценке экспертов FAS USDA, занимает более 80% против примерно 60% до 2014 года.
- Ослабление рубля и стагнация потребления в России за последние годы способствовали снижению импорта продуктов. Тем временем российская пищевая промышленность и новые торговые партнеры страны успели адаптироваться к изменившимся нуждам потребителей.
- В результате контрсанкций с 2014 года производство агропродукции в России выросло на 30%. За последние пять лет местное производство продуктов питания и продуктовые сети значительно способствовали экономическому росту страны.
- Сейчас существуют привлекательные возможности для поставок в Россию качественных нишевых пищевых ингредиентов, особенно для здорового и натурального питания. Ведь несмотря на то, что импорт потребительских товаров с 2013 года упал более чем на 33%, страна продолжает импортировать фрукты, сухофрукты, орехи, овощи, мясо, молоко, вино, напитки, ингредиенты для пищепрома, снеки, соки и приправы.
- В 2019 году выручка российских производителей продуктов питания достигла $102,4 млрд. При этом выручка производителей еды выросла на 6,5%, а производителей напитков – даже больше: почти на 12%. Рост рынка стимулирует не только производственные инновации, но и развитие новых продуктовых категорий.
Статус импорта
Россия остается восьмым в мире импортером сельхозпродукциии и также восьмым – продовольствия для конечных потребителей (b2c). Его ввоз за прошлый год вырос на 2% до $20,2 млрд. В этом году импорт b2c может снизиться из-за падения располагаемых доходов россиян.
- Импорт агротоваров в Россию с 2014 года сместился из Европы к азиатским, латиноамериканским и ближневосточным поставщикам. FAS USDA отмечает сильную конкуренцию между местными, европейскими и китайскими производителями товаров и ингредиентов, а также поставщиками из ЕАЭС.
- Основная часть агроимпорта приходит сейчас из стран, которые не подверглись российским санкциям: Белоруссии, Турции, Китая, Бразилии, Эквадора, Южной Африки, Чили и Аргентины.
- В прошлом году импорт продукции АПК в Россию немного вырос – до $31,2 млрд. Несмотря на это, ввоз из США снизился – на 3,5% до $426,5 млн: главным образом, из-за сокращения импорта семян подсолнечника.
Растет и развивается ритейл
- Розничная торговля в России развивается, но консолидация в этом секторе пока умеренная. В 2018 году доля крупнейших десяти ритейлеров достигала 32% рынка. Теперь, из-за падения маржи, ожидается дальнейшая консолидация сетевого ритейла. В том числе, с рынка могут уйти региональные игроки. Конкуренцию усиливают высокие цены и низкая маржа.
- В такой среде создание собственных торговых марок – все более популярный способ сокращения издержек сетей. Дистрибуция все еще остается вызовом для крупных ритейлоров национального масштаба, которые хотели увеличить бы свое присутствие в других регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
- В 2020 году ожидается стагнация или даже падение доходов населения, поскольку пандемия продолжается, а цены на нефть падают. Падение доходов заставляет покупателей приобретать в ритейле более доступные товары, и внимательнее присматриваться к ценам.
- Пандемия продолжит оказывать существенное влияние и на бизнес, но в целом перспективы пищевого сектора неплохие. Российские розничные сети, которые продают импортные товары, проводят модернизацию, и все глубже проникают в регионы. В прошлом году они рекордно увеличили число промоакций, а также расширили свои бизнес-модели, добавив возможности заказывать продукты онлайн.
- Удобство стало одним из приоритетов для покупателей, что стимулировало электронные покупки, и снизило покупки в крупноформатных магазинах.
- Также Минсельхоз США отмечает рост в России числа дискаунтеров. Еще до ковид-кризиса и падения цен на нефть – в прошлом году – 46% россиян утверждали, что они в целях экономии используют спецпредложения (акции). Теперь 54% россиян ищут магазины с низкими ценами.
В тренде – ЗОЖ и готовая еда
Новым трендом рынка становится готовая еда и стремление к здоровому питанию. 46% населения делают покупки в кондитерских, 27% – клиенты заведений фастфуда, 24% – кафе, а 20% людей заказывают еду домой минимум раз в месяц. Ритейлеры и производители только выигрывают от этих трендов.
- Рынок готовой еды растет прежде всего в крупных городах – таких, как Москва и Санкт-Петербург. С 2018 года спрос, скажем, на замороженную лазанью или супы вырос в Москве на 18%, а в северной столице – на 12%.
- Интерес к здоровому образу жизни побудил 84% россиян изменить свои пищевые привычки. 53% снизили потребление жирной пищи, 65% – сахара, 67% – увеличили долю здоровых и свежих продуктов в своем рационе.
- Все чаще российские потребители считают калории, присматриваются к ингредиентам, покупают продукты с меньшим содержанием сахара и жира. 62% при выборе магазина оценивают, какой там ассортимент здоровых и натуральных продуктов. В итоге почти все федеральные ритейлеры имеют в своих магазинах отделы здоровой пищи.
- Каждый четвертый россиянин заинтересован в фермерских продуктах и каждый пятый – в «био», «эко» или органических. По итогам прошлого года продажи таких продуктов в стране оцениваются на уровне 900 млрд руб.