Чем торговые сети кормят россиян

Наксколько качественными являются продукты под собственными марками сетей

На продовольственном рынке закрепляются продукты с сомнительными ингредиентами под собственными торговыми марками (СТМ) сетей, так как недорогой товар востребован покупателями, рассказали Agrotrend.ru эксперты. Спрос на дешевую еду в России за последний год вырос в 1,5 раза.

Продукты, выпущенные под собственными торговыми марками сетей, за рубежом являются гарантией качества, но в России другая ситуация, говорит координатор проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. Торговые сети «ведут игры с СТМ» для снижения себестоимости продукции и получения сверхприбыли, замечает он.

Количество потребителей, которые стали покупать больше продуктов под СТМ сетей в 2021 году к 2020 году выросло с 21,3 до 37,5%, сообщает РБК со ссылкой на данные «потребительского индекса Иванова» от SberCIB. Прилив народной любви к СТМ в компании NielsenIQ объясняют как раз стремлением сэкономить на еде, пишет издание.

В то же время себестоимость производства растет, и заводам необходимо повышать цены, чтобы покрыть издержки. Однако дорогие товары покупатели станут брать хуже, а менеджмент торговых сетей требует увеличения прибыли с торговой площади, говорит Бражко. Товары СТМ становятся способом удовлетворить и тех, и других.

Самый простой способ удешевить продукт – понизить содержание жира. «Традиционно сливочное масло имеет жирность 82,5%, а «Крестьянское» – 72,5%. Это натуральный продукт, но дешевле», – говорит директор ВНИИ маслоделия и сыроделия Елена Топникова. Вместо жира – молочная плазма, поясняет она.

Более технологичный способ – использование заменителей. Благо, масложировая отрасль выпускает целую линейку жировых композиций на растительной основе. Гидрогенизированные масла уже почти не используют, так как в них повышенное содержание вредных трансизомеров, которые ограничены законодательно. Но на смену пришли фракционированные и переэтерифицированные масла, полученные путем перегруппировки гидрогенизированных жиров. «Россия – богатая страна, у нас много своих сырьевых источников. Используется отечественное сырье, а не только импортируемое пальмовое масло», – замечает эксперт. За основу берется подсолнечное, рапсовое, соевое масла, уточняет она.

Это легальные способы удешевления еды, есть и другие. «Любые так называемые дешевые продукты в большинстве своем являются имитацией и аналогами. К продуктам они никакого отношения не имеют. Это просто набор бытовой химии», – настаивает Бражко. Для производства продуктов СТМ можно привлекать нелегальных производителей, которые не будут нигде указаны. А в случае претензий ретейлер спишет все на поставщика, поясняет он.

Например, в колбасе СТМ может быть смесь самых различных частей курицы, хотя на этикетке будут указаны мясо кур, куриная кожа, вода и добавки. «Лет 7-10 назад произошла технологическая революция. На мясокомбинатах закупили современные мельницы, которые позволяют перемолоть абсолютно все в муку. Раньше мясокомбинаты сдавали отдельно кости, кожу, это считалось отходами производства. Сейчас отходов производства нет», – говорит эксперт. Использование костей в пищевых продуктах, конечно, запрещено. Но ни один производитель в этом не признается, а консистенция продукта не позволяет определить, что внутри, добавляет он.

В кондитерских изделиях используется уже не пальмовое масло, которое стоит 1,5-2 тыс. рублей за кг, а так называемый пищевой гудрон, смесь технического пальмового и других масел. Если это сырье смешать сахаром и добавить немного какао-порошка, получится как бы шоколадно-ореховая паста. Продается она по 1 тыс. рублей за кг, хотя стоит около 50 рублей за кг., указывает Брашко.

Возможность получать на продуктах СТМ сверхприбыль убивает добросовестных производителей, заключает он.