Почему АПК России проигрывает конкуренцию?

Эксперты рассказали про перспективы российского экспорта АПК

Продовольственные товары в России дорожают, так как аграриям нужно покрывать растущие издержки, говорят эксперты. Но российское зерно и на мировом рынке стоит дороже, чем у конкурентов. А тут уже под вопросом оказывается само развитие сельскохозяйственного экспорта.

Чтобы понять причины низкой конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводства стоит взглянуть на цифры. Например, доля организаций, внедряющих инновации в растениеводстве, по данным Росстата на 2020 год, составляет около 10%, а в животноводстве – 9,5%. Это одни из самых низких показателей среди всех отраслей российской экономики. Ниже только водоснабжение и канализация – 6,5%. Для сравнения, в строительстве этот показатель составляет 11,1%, в телекоммуникациях – 19,4%, промпроизводстве – 21,5%.

В 2000 году в сельском хозяйстве было занято более 50% населения, сейчас – лишь около 20%. Но много людей в сельском хозяйстве и не нужно, отрасль модернизируется, важно наличие опрелеленных компетенций у работников, говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.

Российское сельское хозяйство должно быть более технологичным. А для этого нужно соответствующее образование.

Ежегодно аграрные вузы выпускают по 150 тысяч специалистов. Но, по оценкам Минсельхоза, 90% выпускников работают не по специальности. Правда самому бизнесу такие выпускники не нужны. Процесс обучения оторван от реального сектора, говорят руководители хозяйств и тщетно ищут нужные кадры. Получается замкнутый круг.

Правда в него мы загнали себя сами. Ничего удивительного в том, то люди, получившие высшее образование стремятся найти работу в городах, жизнь на селе их не прельщает из-за отсутствия рабочих мест с привлекательными условиями труда и оплатой. На селе могли бы остаться и получать там доход от профессиональной деятельности люди со средним профессиональным образованием, поясняет Шагайда. Но система среднего профессионального образования в стране влачит жалкое существование, а система учебных хозяйств разрушена, причем при помощи самого государства.

Чтобы решить проблему начинать нужно не с вузов, а с профессионально-технических училищ и учить нужно не горожан, чтобы потом завлекать их в село, а самих сельских жителей. «Для развития сельского хозяйства не нужно смотреть на университеты. И из американских вузов в фермеры идет не так много людей»,- говорит Шагайда. В пример она приводит Норвегию, где провели реформу образования. Стояла цель не столько научить население сельскому хозяйству, сколько обучить профессиям сельское население. Потому учебные заведения создавали даже в городках до 50 тысяч человек, рассказывает эксперт. За рубежом, напрмер в Германии, сейчас будущие фермеры учатся профессии в училищах и половину времени уже работают на ферме, которая также оборудована современной техникой. Есть закрепленный фермер, для которого престижно выступать наставником, добавляет она.

В России нужно иметь ввиду, что далеко не каждой семье по силам отправить ребенка на учебу в город. Зато почти каждая семья в сельской местности могла бы отправить ребенка учиться в райцентр. Там и должны быть училища с современными преподавателями, современными программами, оборудованием, с современными классами и общежитием, заключает эксперт.