Почему ограничения на вывоз зерновых не сдерживают цены
Мнение экспертов
В России с 15 февраля до 30 июня начала действовать ежегодная квота на экспорт зерновых. Ввели ее в 2021 году, чтобы стабилизировать цены на муку и хлеб. Однако за год хлеб, по данным Росстата, подорожал на 10,3%, мука – на 13,8%, макароны – на 15,7%, а продовольственные товары в целом – 12%. Помимо мировой инфляции цены внутри страны раскручивает приток свободных денег в экономику, в том числе в АПК, считают эксперты.
По квоте в этом году экспортеры смогут вывезли на внешние рынки 8 млн тонн пшеницы и 3 млн тонн совокупно ржи, ячменя и кукурузы. По данным Росстата, на 1 января 2022 г. в сельскохозяйственных предприятиях страны имелось в наличии 24,6 млн тонн зерна, в том числе пшеницы – 13,9 млн тонн, кукурузы –3,7 млн тонн. Эксперты считают, что оставшегося зерна хватит для обеспечения внутренних потребностей, то есть квота сама по себе сбалансирована.
Однако дополнительно действует плавающая экспортная пошлина, введенная в 2021 году. В совокупности меры, сдерживающие экспорт, могут оказать обратный эффект.
Экспортеры зарабатывают в валюте, а тратят в рублях. Курс рубля снижается, что в общем-то выгодно экспортерам, но дополнительно увеличивается объем рублевой массы. На фоне растущих мировых цен на продовольствие растет и заработок экспортеров.
По итогам 2021 года рентабельность сельхозорганизаций в России выросла с 21% до 23,4% с учетом субсидий, сообщали ранее в Минсельхозе. Дополнительные средства производители могли бы вкладывать в развитие производства. Однако при действующих ограничениях на экспорт и насыщенном внутреннем рынке особого смысла они в этом не видят. Потому просто тратят деньги.
«В России сельское хозяйство на протяжении десятилетий было низкорентабельным и низкодоходным. Сейчас сельскохозяйственные производители впервые увидели деньги, обрадовались им и стали тратить, в том числе на свои зарплаты», – говорит директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
Внутреннюю инфляцию раскручивает рост доходов населения, соглашается заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ “Высшая школа экономики” Сергей Смирнов. А рост зарплат, в том числе в сельском хозяйстве, стимулирует нехватка квалифицированных кадров.
Конечно, внутренняя инфляция – системная проблема, говорят эксперты. Приток свободных денег в страну в гораздо большей степени происходит, например, за счет экспорта металлов, отмечает Зубец.
Но для сельского хозяйства огромной проблемой является недостаток инвестиций, указывает он. Сезонные овощи растут в цене не потому, что производители жадные, а потому, что не могут сохранить товар до весны, приводит пример эксперт. В стране нужно строить дорогие технологичные овощехранилища. Те же проблемы и в других секторах сельхозпроизводства.
Актуальная задача государства сейчас – стимулировать инвестиции в высокотехнологичное хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, отмечают эксперты.