Что будет с производствами McDonald’s, Coca‑Cola и PepsiCo в России

Крупные компании не хотят оставлять свой бизнес

Глобальные компании, занятые в продовольственном секторе, объявили о приостановке деятельности в России, чтобы переждать период неопределенности, считают эксперты Agrotrend.ru. Но геополитическая обстановка может их вынудить всё же уйти. В Минэкономразвития в этой ситуации предложили ввести внешнее управление в компаниях, которые решат уйти из России.

О приостановке работы ресторанов с 14 марта объявила компания McDonald’s. Coca‑Cola приостанавливает продажу прохладительных напитков и инвестиции в России, PepsiCo приостанавливает рекламную деятельность и продажу напитков.

Уход этих компаний окажет большое влияние на рынок труда и на работу их поставщиков. В McDonald’s работает 62 тысячи человек. По данным компании, она сотрудничает более чем со 160 компаниями в России, в которых создано еще более 100 тысяч рабочих мест. По данным Pepsico, в центральном и региональных офисах компании и на производственных предприятиях работает около 19 тысяч сотрудников. В компании Coca‑Cola указывают работает более 7 тыс. человек.

Имея ввиду серьезные последствия для рынка труда и продовольственного сектора, правительство ищет варианты действий в такой ситуации. Возможные шаги накануне первый вице-премьер Андрей Белоусов обсуждал на селекторном совещании с деловыми ассоциациями. Среди вариантов рассматривались добровольный или принудительный выкуп акций российских подразделений компаний, передача долей и прав в российском юрлице российским партнерам и «ускоренное банкротство», указывает газета «КоммерсантЪ».

Учитывая значимость компаний, их уход может проходить по третьему варианту. Как заявлял Белоусов, государство намерено вмешиваться в таких случаях. Возможно государство само инициирует банкротство иностранной компании, если она решит закрыть бизнес без его продажи. Это может означать введение внешнего управления или фактическую национализацию компаний.
Как заявили 9 марта в Минэкономразвития, министерство предлагает вводить именно внешнее управление в компаниях, ушедших из России и принадлежащих иностранцам как минимум на 25%.

При этом, в McDonald’s заявили о том, что будут выплачивать заработную плату сотрудникам, что как раз исключает повод для введения «ускоренного банкротства».

Практически все производственные процессы у трех компаний сосредоточены в России и мало зависят от зарубежных поставок. В McDonald’s говорят, что 99% всех продуктов поставляют российские компании. Coca‑Cola на 96% закупает сырье у российских поставщиков, хотя заводы компании зависят от импортируемых ингредиентов. Многие рестораны McDonald’s в России работают по франшизе и управляются российскими компаниями. В этом случае речь будет идти о «национализации» франшизы.

В истории России таких прецедентов еще не было, замечает управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. Это очень нежелательный и маловероятной вариант развития событий, добавляет профессор НИУ “Высшая школа экономики”, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. По его мнению, сами по себе компании вряд ли собираются действительно свернуть бизнес в России.

«McDonald’s закрывает рестораны, но не уходит. Подобным образом действуют и другие компании, они не уходят. В этом можно усматривать некоторый позитив, скромную надежду», – говорит Портанский. Пока доминирует неопределенность, но такая ситуация может длится ограниченное время, в среднем в пределах месяца, считает эксперт.

Однако приостановка деятельности McDonald’s, Coca‑Cola и PepsiCo это вероятно лишь промежуточный этап перед почти неизбежным окончательных уходом компаний из России, считает управляющий партнер Agrotrend.ru Николай Лычев. Насколько временным будет уход, говорить пока рано. “За месяц ситуация заведомо не разрешится. Как минимум не прекратится волна санкций. Также за ближайшие месяцы вряд ли будут достигнуты политические решения между Россией и Украиной”, – говорит эксперт.

По его мнению, остаться в России хотят, как минимум, две из этих компаний – McDonald’s и PepsiCo, которые глубоко вросли в пищевые и производственные цепочки, слишком много вложили в Россию. Но их возможности ограничены геополитической ситуацией. Кроме того важны настроения потребителей на ключевых рынках. Фактор общественного мнения уже повлиял на шаги политиков в Европе и США, которые явно хотели первоначально ограничиться более мягкими мерами и где-то “фасадными” санкциями, а сейчас действуют по максимально жёсткому сценарию, говорит Лычев.

Компании сейчас ищут варианты, как по-новому выстроить логистику, нормализовать расчеты, считает Березнюк. Какое-то время они будут ожидать в надежде, что общая ситуация урегулируется. Например, на ближайшее время планируется встреча министров иностранных дел России и Украины. Это очень серьезно повлияет на настроение и планы бизнеса, замечает Портанский.

Однако потребители в зарубежных странах не захотят, чтобы их крупные компании как-то ассоциировались с Россией, не говоря о сложностях с логистикой и расчётами, указывает Лычев. В таком случае компании скорее всего уйдут из России на неопределённое время, чтобы возможно когда-то вернуться.