«Рынок в неустойчивом равновесии»: Agrotrend.ru

Участники Animal Farming Russia 2022 – о ситуации в животноводстве

Участники Animal Farming Russia 2022 – о ситуации в животноводстве

За ажиотажным спросом конца февраля и ценовым шоком марта наступила неустойчивая стабилизация, а спрос на товары и услуги в животноводческом секторе начал расти. В преддверии конференции «ANIMAL FARMING RUSSIA 2022: ЖИВОТНОВОДСТВО И КОРМОПРОИЗВОДСТВО В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» ее участники и спикеры ответили вопросы Agrotrend.ru:

·        прошел ли первый шок от роста курса доллара и цен?

·        восстанавливаются ли спрос на агропродукцию и ее продажи?

·        достиг ли рынок «нового равновесия», или продолжается турбулентность, включая «заморозки» поставок сырья, запчастей и входящих ресурсов?

Ольга Корвякова

Гендиректор «Бетагран Липецк» (часть «Щелково Агрохим»; эмбрионы молочного и мясного КРС)

Какое-то время мы были в замешательстве, но сейчас все нормализуется. Рост цен прошел, курс стабилизировался, ажиотажа тоже нет. На фоне импортозамещения появилась возможность расширить предложение продукции на рынке. Сейчас по сравнению с началом года спрос у нас вырос примерно на 3-4%.

Сергей Савин

Директор по развитию Alta Genetics Russia (поставщик генетического материала КРС)

В нашем продуктовом портфеле сегодня представлены как иностранные продукты и услуги, так и отечественные. По импорту тенденции следующие. Часть продуктов стоит на «стопе» – их производители ждут стабилизации ситуации. По остальным есть сложности, связанные с логистикой. Российские предприятия готовы покупать по более высоким ценам, причем на условиях предоплаты. В общей структуре затрат ферм наши поставки занимают относительно низкую долю: племенной материал – это всего 2% общих затрат. При этом у нас есть запасы на российских складах, что даёт время на выстраивание новых логистических каналов.

Андрей Киселев

Эксперт компании Verumbio (диагностические системы для животноводства)

Рынок сейчас в неустойчивом равновесии. После введения санкций и роста курсов иностранных валют у клиентов сначала был шок, хотя в целом они реагировали нормально. Было понятно, что импортозамещение не совсем возможно в нашей сфере. На это, наверное, потребуется пара десятков лет. Но пока за счет того, что появляются новые производства, спрос на услуги компании даже немного вырос. При этом для некоторых клиентов они сейчас оказались даже дешевле, чем до кризиса, так как в апреле снизился курс евро.

Армен Налбандян

Гендиректор «Лилиани» (производитель бункеров-перегрузчиков и оборудования для хранения зерна)

Спрос на нашу продукцию растет, так как повышение эффективности логистики становится жизненной необходимостью, определяющей рентабельность агробизнеса. Кроме того, с марта спрос увеличился по причине ожидаемой нехватки комбайнов. Для решения проблемы многие компании стали рассматривать переход на трехзвенную уборку – с применением бункеров-перегрузчиков, которая обеспечивает увеличение наработки с имеющимся парком комбайнов сразу на 30-40%. Да и проблема дефицита зерноскладов все еще актуальна. Поэтому рукавное хранение остается наилучшим решением – это быстро, качественно и, что немаловажно, с минимальными затратами.

Проблемы, которые мы как производитель испытываем, – это усложнение логистики европейских и азиатских поставок, увеличение сроков и стоимости доставки. Учитывая новые реалии, мы были вынуждены повысить цены на 15%. Делаем все, чтобы преодолеть возникшие сложности. Для снижения санкционных рисков разместили заказы некоторых комплектующих на заводах, находящихся в нейтральных странах.

Сергей Артюхин

Руководитель направления свиноводства “Коудайс МКорма” (производитель премиксов и поставщик кормовых добавок)

Снижения спроса по нашему сегменту не было: кормить животных нужно ежедневно. Сначала был ажиотаж из-за опасений отсутствия тех или иных компонентов на рынке и неопределенности с ценообразованием. Да, пришлось пару недель не спать нашим технологам, пересчитывая программы кормления, чтобы снизить риски дефицита аминокислот и итоговую стоимость кормов. В итоге мы в полной мере справились со своей основной задачей – бесперебойным снабжением наших партнеров премиксами и престартерами.

Сейчас наступила некоторая стабилизация в плане стоимости и самого наличия сырья для производства премиксов, хотя из-за проблем с логистикой и ограниченности предложения мы не видим снижения цен. У крупных потребителей еще есть запас премиксов на 1,5-2 месяца. Посмотрим, как ситуация изменится к июлю, надеемся на положительный исход.

Олег Радин

Президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна

Для кормления продуктивных животных и птицы в России производится L-лизин сульфат. Есть два предприятия. Они покрывают около 80% рынка, а еще 20% страна ввозила (по данным прошлого года). С начала 2022-го регулятор дал возможность ввозить лизин еще одной, китайской, компании. Кроме того, в Беларуси в прошлом году запущено новое предприятие БНБК, которое планирует производить около 80 тыс. тонн лизина в двух формах (сульфат и моногидрат хлорид). В итоге мы закроем всю потребность – при условии выхода завода БНБК на полную мощность к концу текущего года.

По другим аминокислотам –  трианину, триптофану, метианину  и т.д.  – у нас почти полностью импорт. Но ощутимых сложностей нет, так как поставки идут, в основном, из стран Азии. Цены на продукцию, безусловно, выросли, что связано с удорожанием логистики.

Что касается российской продукции переработки, то ее стоимость очень сильно зависит от сырья (зерна пшеницы и кукурузы), так как оно в себестоимости продуктов переработки примерно составляет 70-75%. И здесь экспортная пошлина на зерно пока существенно сдерживает ценовые колебания.