Дедолларизация: хорошо ли это для агробизнеса?

Марина Сидак – о влиянии курсов валют на агробизнес

Текущий год стал самым вызывающим для российского АПК. Рекордный урожай, восемь раундов санкций только ЕС, экспортные ограничения, разрушенные традиционные логистические маршруты, существенный рост фрахтовых ставок, проблемы взаиморасчетов с внешними контрагентами, уход иностранных компаний (покупателей/клиентов/потребителей) с российского рынка и многое другое ударили по отечественному аграрному бизнесу. Вместе с тем, снизилась зависимость от иностранного импорта и валют. И если с импортозамещением пока еще остаются проблемы, то процесс дедолларизации ускорился, и ощущается уже сейчас.   

Рубль устоял

На фоне украинского кризиса американский доллар укрепляется, и достиг исторических уровней. Это бьет по другим валютам, которые обесцениваются. Посмотрим:

  • британский фунт стерлингов провалился на самое дно, потеряв почти 17% к уровню начала года:
  • евро сначала достиг паритета с долларом, чего не наблюдалось с 2000-х, а затем и вовсе опустился ниже (текущий уровень составляет -13% к январю 2022 г.);
  • произошла девальвация канадского и австралийского доллара (с начала года -5% и -7%), а также японской йены (-20%), которые всегда считались одними из самых устойчивых иностранных валют;
  • по другим валютам (польский злотый, украинская гривна, турецкая лира) ситуация аналогичная, если не хуже.

Российский рубль устоял. Кроме того, несмотря на то, что доллар остается ведущей мировой резервной валютой, степень его влияния на российскую экономику сегодня существенно ниже, чем, например, 8-10 лет назад.

Об этом свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, текущий курс рубля по отношению к доллару. После мартовского уровня в 103 рубля за доллар, сегодняшний курс +/-60 рублей, который держится последние несколько месяцев благодаря денежно-кредитной политике ЦБ РФ. Во-вторых, политика, проводимая правительством России, еще  с 2014 года направлена на снижение зависимости экономики от американской валюты.

На самом деле дедолларизация в глобальных масштабах происходит уже давно благодаря появлению и активному развитию новых экономических центров – таких, как Китай. В последнее время всё больше стран придерживаются этого курса. Ярким примером выступают государства ШОС, которые стремятся активизировать торговлю в национальных валютах. Они утратили доверие к американскому доллару – особенно после того, как были заморожены все российские активы за рубежом, включая резервы Банка России.

Армен Налбандян, гендиректор «Лилиани»*

«Пока мы не работали с рупиями»

С рупиями мы пока не работали, хотя были готовы к этому, и предлагали нашим партнерам из Индии. Они отказались, так как их смущала нестабильность курса плюс было нежелание получать платежи именно в этой валюте. В итоге оплаты проводились в евро. Вообще индусы очень сильно боялись американских санкций при поставках через Иран несмотря на то, что забирали товар самовывозом.

А вот нас расчеты в национальных валютах вполне бы устроили. В отличие от Индии, с Китаем этих проблем нет. С ними мы заключаем сделки в юанях, и нас это вполне устраивает. Прохождение денег достаточно быстрое.

*Компания производит оборудование для перегрузки, хранения зерна и других агрокультур

Дружественные деньги

В отечественном аграрном секторе, как и во всей национальной экономике, снижается зависимость от американской валюты. Если посчитать коэффициент корреляции между ценой на пшеницу и курсом доллара в разные периоды, то, чем ближе к настоящему времени, тем показатель ниже. Переход на расчет экспортной пошлины в рублях также сгладил влияние валютных колебаний на цену, но полностью не устранил их.

С учетом антироссийских санкций, направленных в финансовый сектор России (отключение от системы взаиморасчётов SWIFT), а также в условиях валютных ограничений, установленными ЦБ, российские агрохолдинги переключаются на взаиморасчеты в рублях либо валюты контрагентов из дружественных стран (юани, рупии, тенге, бразильский реал и др.). Для этого они открывают специальные счета в российских банках либо в их представительствах за рубежом. Например, банки ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк имеют филиалы в Индии.

На фоне расширения сотрудничества России и Индии и повышения спроса на банковские продукты со стороны клиентов, в том числе экспортеров, Сбербанк планирует открыть еще один офис в Индии. В 2021 году филиал Сбербанка в Индии был докапитализирован, и сегодня его собственные средства достигли $100 млн. Так как банк является участником и российской, и индийской платежных систем, это позволяет ему осуществлять платежи в национальных валютах между двумя странами. Кроме того, в июле текущего года Центробанк Индии (Резервный банк Индии, RBI) представил новый механизм проведения международных торговых расчетов в рупиях. Он, в частности, может использоваться и для расчетов с российскими компаниями. Сегодня таких примеров всё больше и больше. Таким образом, отечественный бизнес подстраивается под новые реалии, и тем самым ускоряется процесс дедолларизации.

Ключевой плюс дедолларизации – снижение влияния на российскую экономику процессов и изменений, которые происходят в США и с их национальной валютой. Мировая глобализация и интеграция сделали национальные экономики слишком уязвимыми, поэтому любая проводимая фискальная политика в Америке сразу ощущается другими экономиками. Вместе с тем, укрепление той или иной национальной валюты выгодно прежде всего выпускающей ее стране. При этом слишком крепкая валюта, конечно, не очень хороша для экспорта – она делает менее конкурентоспособной продукцию на мировом рынке. Негативные последствия дедолларизации будут ощущать и те страны, которые продолжают сильно зависеть от американской национальной валюты.

В ближайшей перспективе американский доллар сохранит статус мировой резервной валюты, а европейский экономический кризис только укрепит его позиции. Однако утраченное к нему доверие и дедолларизация в Восточном полушарии станут противовесом этому тренду. Рано или поздно создадутся предпосылки для образования альтернативной резервной валюты. Быть может, даже корзины таких валют, в которых российский рубль будет занимать достойное место и держать статус надёжной валюты с высокой степенью доверия.

Автор – руководитель отдела аналитики сельскохозяйственного бизнес-направления группы «Русагро». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Источник фото – личный архив.

Александр Мерзляков, региональный директор по СНГ компании Belin*:

«С октября у нас открыт рупиевый счет»

Мы открыли рупиевый счет как раз в октябре этого года. Он нужен, чтобы подстраховаться на случай каких-то незапланированных изменений. Хотя в целом нас пока полностью удовлетворяет открытие счета в рублях в Сбере. Сейчас через филиал этого банка в Индии мы отправляем деньги на счет нашей материнской индийской компании. Рубли легко конвертируются в рупии, причем сейчас хороший курс прямого обмена одной валюты на другую. По моим наблюдениям, зарубежным партнерам сейчас выгоднее получать оплату в рублях, конвертировать их в национальную валюту и получать дополнительную доходность за счет волатильности.

Контракты с индийской головной компанией мы также заключаем в рублях. Импортные операции ставим на валютный контроль в Сбере в рублях. Все операции проводятся онлайн. Платежи проходят достаточно оперативно.

К слову, на расчеты в национальных валютах мы начали переходить еще до февральских событий. Тогда все шло старым путем через корреспондентские счета. Платежи в долларах через SWIFT отправлять было удобнее – это отлаженная система. Все проходило быстро, автоматизировано, и никто ничего не терял на курсовых разницах. В расчетах в долларах было больше предсказуемости. Но сейчас, когда происходят скачки курсов, как в этом сезоне, никогда не знаешь, где выиграешь, а где потеряешь.

Расчеты в национальных валютах оказались необходимым вариантом после введения санкций. На первых порах пришлось созваниваться, согласовывать много нюансов, были шероховатости. Индийские банки отказывались принимать платежи Сбера, так как опасались вторичных санкций. Наши представители ездили в индийский офис договариваться. Процесс отладки шел с февраля по август. И только к концу лета удалось более или менее наладить коммуникации.

*Индийская компания. Производит средства защиты растений. В России работает как импортер СЗР – ООО «Белин»