Ретейлеров обяжут продавать локальные товары 

Инициативы направлены на поддержку региональных производителей

Минпромторг и сенаторы готовят новые правила для российских торговых сетей, они направлены на поддержку местных производителей.   

Одна из инициатив – от главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова. Как пишет ТАСС, его законопроект обязывает сети размещать товары региональных производителей, включая товары, для обозначения которых используется географическое указание или наименование места происхождения товара.

Такие требования связаны с ростом доли сетей и уходом малых предприятий с рынка розничной торговли. По данным сенатора, сетевые магазины в городах-миллионниках занимают 83-84% рынка. 

Вторую инициативу озвучил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. “Наша инициатива – ввести обязанность российского ритейла иметь на полках отечественные товары в определенном количестве”, – сказал он на конференции X5 Group “Малому бизнесу – большую полку” (цитата по “Интерфакс”).

Среди критериев отбора – производство товара в России и принадлежность производственных мощностей и товарных знаков гражданам России. Такой подход “позволит избежать поддержки псевдороссийских товаров, прибыль от которых уходит за рубеж”.

Контекст

Вместе с тем недавно в Госдуму был внесен законопроект, которые обязывает ретейлеров вдвое сократить срок оплаты скоропортящихся продуктов. Эта инициатива связана с тем, что производители испытывают давление в связи с вынужденным переходом на предоплату сырья, ингредиентов и упаковки. Для продуктов со сроком годности до 5 дней предлагается ввести оплату не позднее 4 рабочих дней, а для продуктов со сроком годности от 6 до 9 дней – не позднее 8 рабочих дней. Обсуждается и отмена штрафов за срыв поставок.

Кроме того, с 1 февраля начался эксперимент по внедрению системы, исключающей техническую возможность продажи просроченной продукции

Выводы

  • “Квотирование” импорта может отразиться прежде всего на непродовольственных товарах, существенная доля которых производится по заказу российских компаний за рубежом, в Китае прежде всего. Доля отечественных продовольственных товаров сегодня в целом преобладает. Президент X5 Retail Group Екатерина Лобачёва оценивает долю всех иностранных товаров в сетях компании на уровне 6%.
  • Выделение мест на полках для локальных производителей может позитивно отразится на небольших региональных производителях продуктов питания. Однако это случится в том случае, если закон установит четкие и выполнимые правила.
  • В то же время для обеспечения регулярных поставок фермерской и иной продукции необходима инфраструктура. Сенатор Александр Двойных на недавнем круглом столе заявил, что в стране до сих пор существует “катастрофический дефицит инфраструктуры переработки и хранения, которая позволила бы доводить фермерскую продукцию до необходимого уровня качества”.
  • Некоторые сети уже самостоятельно идут по пути более тесного взаимодействия с малыми сельхозпоставщиками. Так, “Магнит” с ноября тестирует агрегатор, который помогает поставлять продукцию фермеров в его магазины и другие сети, а также в точки HoReCa. “Магнит” решает логистические вопросы, предоставляя для фермеров транспорт компании.