Почему в России снизится потребление хлеба

7 трендов на рынке хлебобулочных изделий

Потребление хлебобулочных и кондитерских изделий в России к 2025 году может снизиться на 3% в связи с трендом на здоровое питание. Влияние также окажет экономия со стороны людей с невысокими доходами, показывает исследование Strategy Partners.

В 2022 году потребление такой продукции составило 6,157 млн т, к 2025 году оно может сократиться до 6,065 млн т.

“Отказываться от потребления хлебобулочных изделий будут как люди со средним и высоким доходом, отдавая предпочтение более полезным продуктам, так и с низким — из-за снижения доходов внимание покупателей будет концентрироваться на наиболее базовых товарах”, – поясняют исследователи.

Ключевые тенденции на рынке

  1. Тренд на здоровое питание, в том числе – увеличение числа изделий без лактозы и глютена. Многие производители используют виды муки, не содержащие глютен, например белую и бурую рисовую муку, кукурузную муку и т. д. Указание на отсутствие в составе продукта лактозы и глютена становится важной частью визуального оформления продукции, а также рекламных коммуникаций.
  2. Снижение содержания соли и сахара в изделиях. Это вызов для производителей, потому что желание аудитории сокращать потребление сахара нужно удовлетворять при помощи более полезного состава традиционных изделий без ущерба для вкусовых качеств. 
  3. Формирование запроса на продукты, обладающие не только пищевой, но и дополнительной ценностью, то есть на функциональное питание. Хлеб в сознании потребителей все еще остается одной из самых нездоровых категорий хлебобулочных изделий. Для коррекции этого негативного образа многие производители представляют продукцию без глютена, с функциональными добавками (витаминами, минералами, пре- и пробиотиками) и другими натуральными, полезными ингредиентами (семена, сухофрукты и пр.). “Указание на пользу продукции для потребителей сейчас значительно важнее, чем, например, указание на следование различным ГОСТам”, – замечает Strategy Partners. 
  4. Уменьшение размера упаковки. Этот тренд имеет две основы: во-первых, новые форматы упаковки позволяют потреблять хлебобулочные издления в качестве снеков, а во-вторых, в условиях роста цен на компоненты и логистику это позволяет производителям замаскировать повышение стоимости готовой продукции. 
  5. Умеренный тренд на рост популярности традиционных вкусов и региональных рецептур, ассоциирующихся с экологичной и полезной пищей. Например, в позиционировании некоторых продуктов используется указание на наличие в составе башкирского меда.
  6. Снижение покупательной способности граждан на фоне кризисных явлений 2022 года определило повышение интереса к продукции с увеличенным сроком годности (в том числе замороженной). Однако некоторые такие продукты (например, рулеты) воспринимаются потребителями как нездоровая еда, на что стоит обратить внимание производителям с учетом супертренда на здоровое питание.
  7. От сладостей россияне при этом отказываться не намерены. Но кондитерские изделия будут выбирать с меньшим содержанием сахара и в меньшей упаковке. При этом производство мучных кондитерских изделий длительного хранения в России может вырасти на 1,8% к 2025 году.

Опросы показывают, что россияне замечают рост цен на хлеб.