Еда или кошелек: о чем говорят свежие данные ЦБ
У россиян все меньше источников сохранения уровня потребления продуктов
Несколько дней назад Центральный банк в лице зампреда Ксении Юдаевой представил Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам. К задаче подошли масштабно – опросили больше 6 тысяч хозяйств и 12+ тысяч человек. Обследование, конечно, формально далеко от АПК – там подробные данные об источниках заработка, долговой нагрузке домохозяйств, сведения об отношении сограждан к вопросам «тратить-сберегать» и т.д.
И все же, на мой взгляд, на него стоит обратить немного внимания. Тем более авторы справедливо замечают: «Решения в экономике — о потреблении или спросе на кредит — принимаются на уровне домохозяйств». На них-то в конечном счете и работает наш АПК – от частника до агрохолдинга. От их экономического поведения зависит, сколько птицы вы посадите на выращивание, сколько зерна отдадите на помол муки, какой и когда, или как спланируете разделку свиной туши либо филетировку тушки индейки.
Респонденты в обследовании ЦБ так же, как делает Росстат, разбиты на децильные группы с 1 до 10 – от самых низких доходов к максимальным.
Что в документе интересного для нас с вами?
Только в двух самых благополучных группах – 9 и 10 – растет доля доходов домохозяйств от трудовой, предпринимательской деятельности, и снижается доля расходов на питание (см. график). Они же, и только они, увеличивают расходы на услуги и другие «непроды». Остальные 8 групп работают в основном на еду, ЖКХ и лекарства.
Более состоятельные откладывают свободные доходы, а люди с низким достатком такие деньги тратят. Изучение презентации ЦБ показывает, что питание – одна из основных статей трат свободных денег. Потратить, а не отложить их предпочли больше 50% опрошенных в группах с самыми низкими доходами. Это те, кому «не хватает даже на питание» и те, кому «на питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви». Другие 8 групп предпочитают откладывать: в пользу сберегательной модели там подавляющее большинство, 60%…80%.
У людей с негативным отношением к сбережениям (таких 20%) и склонных вместо этого тратить (а их вообще треть) – самые выраженные инфляционные ожидания. Как экономические агенты они всегда настороже. Это ядерный «электорат» стихийных покупок в периоды резких изменений в политике, экономике и общественной жизни – будь то COVID-пандемия, девальвация, ускорение инфляции или «СВО». Мы много раз были свидетелями, как обыватели сметают все, что видят на полке. Так вот это именно они, причем в случае кризиса такие экономические агенты тратят быстро, не раздумывая. Их много: у 36% вся финансовая подушка – в наличных деньгах.
Заставить людей, склонных тратить все деньги, все-таки сберегать их, пишет ЦБ, способен только видимый рост процентов по депозитам. Действительно, мы видели весной 2022 года, как начавшийся было ажиотаж вокруг снятия наличных и скупки предметов первой необходимости, включая сахар и бакалею, был быстро погашен резким увеличением ключевой ставки ЦБ и ставок банков по вкладам. Полки остались полными, а ставки вслед за ключевой поэтапно снизили.
Наиболее частых факторов решений в пользу «сберегать» или «тратить» – три: ставки по вкладам, инфляция и низкая уверенность в будущем, подытоживают авторы обследования.
Какие можно сделать выводы? Я бы суммировал так.
Россияне все меньше зарабатывают, и все большую часть дохода тратят на продукты. Свободных доходов все меньше. Сам доход сокращается. Иногда часть денег, которые могли бы потратить на еду (тот же «долгосрок» в виде запасов), оставляют в кубышке или откладывают на депозит. Поэтому рост спроса на некоторые продукты – то же мясо – временный, и в скором времени исчерпаемый источник. Недалек тот час (ну, хорошо, год), когда на еде станут заметно экономить. Да уже экономят. К примеру, потребление молочных продуктов в 2022 году упало на полмиллиона тонн, и в этом упадет еще. На несколько процентов упало потребление овощей.
В общем, йогурты с огурцами припали – мясу приготовиться. Дополнительные соцвыплаты льготникам, работникам оборонки или жителям новых территорий – временное обезболивающее. Единственным эффективным лекарством от неизбежного падения потребления продуктов может быть только возврат страны к экономическому росту.
Николай Лычев,
главный редактор Agrotrend.ru