Экспорт ветпрепаратов может достигнуть 30 млрд рублей

Российские компании готовы наращивать производство

Российская индустрия производства ветеринарных препаратов имеет “огромный экспортный потенциал”, перспективы поставок этой продукции на внешние рынки оцениваются в 30 млрд руб. к 2030 году, сообщили представители Национальной ветеринарной ассоциации (НВА) на парламентских слушаниях по вопросам государственной политики в сфере ветеринарии.

Как отметил исполнительный директор НВА Тимур Чибиляев, по итогам 2022 года объем производства всей ветеринарной фармацевтики составил 63,7 млрд руб.: на иммунобиологические препараты (вакцины и сыворотки) приходится 45% рынка, или 28,8 млрд руб., на химико-фармацевтические (остальные препараты) – 55%, или 34,9 млрд руб. Доля российских производителей на местном рынке составляет 44% против 30% в 2018 году, и они способны значительно нарастить свою долю. Для сравнения: на фармацевтическом рынке доля локальных производителей составляет 36%. 

По словам исполнительного директора группы компаний ВИК (входит в НВА) Сергея Каспарьянца, российский рынок ветпрепаратов является одним из самых высококонкурентных в мире, при этом российские компании наращивают производство без профильной господдержки. Однако с ней темпы импортозамещения могли бы быть выше. Наибольшая зависимость от импорта сохраняется в сегментах противопаразитарных средств (только 16% производится в России), кокцидиостатиков (21%), гормонов (23%), иммунобиологических препаратов (33%).

На ветпрепараты, по данным НВА, приходится 3% себестоимости продукции животноводства. При этом риски, связанные с заболеваниями, достигают до 80% от всех возможных негативных факторов для животноводства.

Сегодня наибольшая доля производимых ветпрепаратов (70%) приходится на средства для сельскохозяйственных животных и птицы, 30% – продукции для животных-компаньонов. 

По прогнозам ассоциации, к 2030 году объем производства ветпрепаратов вырастет до 82,5 млрд руб. “При этом экспортный потенциал отрасли оценивается в 30 млрд руб. к 2030 году”, – сказал Каспарьянц. 

Как пояснил Чибиляев Agrotrend.ru, российские автопроизводители уже экспортируют свою продукцию. Основными рынками сбыта при расширении экспорта ассоциация считает страны СНГ, Азии и Африки. Кроме того, российские поставщики с точки зрения конкурентоспособности способны усилить присутствие на рынках западных стран.