Мнение. ФАС взяла на контроль «молочку». Что из этого выйдет?
Все останется как есть, считает главный редактор Agrotrend.ru Николай Лычев
Сегодня служба сообщила о начале проверки молочной отрасли. Цель – оценка механизмов ценообразования.
Крупнейшим производителям молока и федеральным ретейлерам высланы запросы о представлении необходимой для анализа информации. Производители молочной продукции получат письма «о необходимости добросовестного рыночного поведения». Их, в частности, предупредят, что недопустимо искусственно создавать дефицит.
Что случилось
- А вот что. В начале июня депутаты Госдумы в очередной раз пожаловались в ФАС на торговые сети. В этом году, объяснили они, молоко-сырье закупается по ценам на 15-25% ниже прошлогодних – в районе 17 руб. за литр.
- При этом в рознице «молочка» не дешевеет: ценник на полке – на уровне 80 руб. Потребление молочных продуктов падает, а у участников рынка по итогам 2022 года на 28% подскочили запасы.
- В падении спроса думцы винят федеральные сети. По их данным, те делают на всю молочную линейку наценки в 40-70% и до 100-150% – на премиум.
- Закупочные цены на сырье, считают они, тоже упали под давлением ретейла. Он устанавливает поставщикам «входные пороги стоимости».
Контекст
- Все ровно наоборот, ответила представляющая сети ассоциация АКОРТ. Торговля не задирает цены, а сдерживает их: средняя по молочной группе наценка – всего 10% на полке. Сливочное масло, к примеру, даже подешевело. И вообще наценки есть у всех участников товаропроводящей цепи, включая переработчиков и дистрибуторов. Ретейл закупает товар как раз у последних.
- 10% – неправда, спорили производители: видимо, АКОРТ подразумевает под ними только эконом-продукцию собственных торговых марок (СТМ) сетей. А вообще норма прибыли для них – минимум 30-35%.
- В итоге ФАС начала проверку отрасли, и предупредила участников рынка о возможных мерах антимонопольного реагирования по ее итогам.
Выводы
- Сетевой ретейл – первое по обороту, но, увы, самое непрозрачное звено молочной «пищевой цепочки». Разобраться в их бизнесе и доказать, что некоторые из юрлиц сети N (а тем более отрасль в целом) зарабатывают сверхмаржу, ФАС будет непросто. Во всяком случае, ей это еще в масштабах отрасли ни разу не удалось.
- При этом не нужно сваливать на сети все проблемы аграриев. При умении «отжимать» поставщиков и олигопольном положении ретейлеров на некоторых местных рынках, основная проблема отрасли – не действия торговли, а наличие в цепи поставок большого числа посредников, от субподрядчиков до транспортных компаний. В итоге товар проходит через много «рук», и каждая берет свою часть маржи.
- Происходящее – очередной эпизод в многолетней перепалке животноводов, молзаводов и сетей, на чьей стороне маржа, и кто за чей счет зарабатывает деньги.
- Эпизод отработают, и все останется, как было: структуру рынка и межхозяйственные отношения не в силах изменить никакая ФАС. Хотя вывести сети на чистую воду в теории просто: сравнить ценник магазина с товарной накладной поставщика, и попросить сеть обосновать разницу.
- Но даже если в итоге получится ситуативно снизить цены на некоторые «социальные» позиции на полке, в масштабах рынка это мало что изменит. Огромные запасы молочных продуктов, получившиеся под конец 2022 года, еще долго продолжат давить на рынок, ослабляя цену (ведь потребление не растет).
- Кризисная ситуация с остатками, ценой и потреблением – повод не писать в ФАС, сравнивая начало цепочки с ее концом (сырое молоко с полкой), а заняться развитием. Развитие в нашем случае – это выход на новые рынки сбыта и целевая поддержка «молочного» экспорта. А для части производителей – не развитие, а вопрос выживания в прямом смысле слова.
Источник фото – Gefera Media