«Мечта хозяйки» съела «Рябу»: значение сделки Русагро-НМЖК

Агрохолдинг объявил о получении контроля в компании-конкуренте

«Русагро» экс-сенатора Вадима Мошковича (#3 по выручке среди крупнейших агрохолдингов России в версии журнала «Эксперт» – 240,2 млрд руб.) объявила о закрытии сделки по покупке контроля в масложировой группе НМЖК у ее основателей.

Что случилось

  • «Русагро» купила 50% НМЖК у ее российских акционеров Николая Нестерова и Николая Сидорка. НМЖК производит майонезы «Ряба», маргарины «Хозяюшка», соусы и кетчупы Astoria. Базируется в Нижнем Новгороде, и выросла из флагманского предприятия «Нижегородский масложировой комбинат».
  • Закрыта крупная сделка, заключенная, вероятно, в июне. Тогда, по данным ЮГРЮЛ, было руководство владеющей предприятиями НМЖК «ПКФ «Профит» было заменено представителями «Русагро».
  • «Русагро» проявляла интерес к НМЖК как минимум с прошлого года, когда об этом стало публично известно. Компания, в частности, рассматривала вариант покупки такой же – 50% – доли, которой владеет глобальный производитель и трейдер пальмового масла Wilmar со штаб-квартирой в Сингапуре.
  • Теперь «Русагро» заявляет, что будет развивать вместе с Wilmar продуктовый портфель НМЖК. Также владельцы направят усилия на рынки шрота, растительного масла и промышленных жиров b2b.
  • «Русагро» рассчитывает на эффект синергии от партнерства с Wilmar – благодаря не только «эффекту масштаба», но и возможности оптимизации логистики и других затрат. Отдельно отмечается появление новых возможностей для снижения закупочных цен.
  • К концу года может завершиться интеграция активов НМЖК в периметр «Русагро», говорят источники.

Выводы

  • Закрытие сделки делает «Русагро» крупнейшим в стране производителей майонеза и маойнезных соусов с долей 28%. Также она займет треть розничного рынка маргаринов и спрэдов.
  • Позиции «Русагро» заметно усилятся также на рынках кормов (шрот),
  • Вероятно, новый владелец – пусть и не сразу – объединит управление двумя группами, каналы продаж и закупок, поставки сырья, оптимизирует персонал. Во всяком случае, после покупки маслозаводов холдинга «Солнечные продукты» в 2018 году «Русагро» действовала примерно так же.
  • Рыночное усиление «Русагро» по отношению к российским конкурентам состоит еще и в получении доступа к обширным логистическим каналам Wilmar.
  • Плюс, возможно, – к более выгодным условиям приобретения пальмового масла, которым торгует Wilmar и которое широко применятся при выпуске масложировых продуктов. Это хороший резерв оптимизации себестоимости через сырье и укрепления маржинальности продаж продуктов b2с.
  • Также у «Русагро» может появиться возможность развить собственный импорт сюда пальмового масла – незаменимого ингредиента для пищевой промышленности.
  • Эксперты указывают на еще один потенциальный бенефит от коллаборации с Wilmar – облегчение доступа «Русагро» на рынок Китая, которым группа интересуется уже порядка 10 лет. У компании есть для КНР своя линейка майонезов.
  • Сделка открывает «Русагро» новые возможности для экспорта готовых продуктов. Тем более что душевое потребление основного из них, майонеза, в России в последние годы не растет, оставаясь на уровне до 4,8 кг в год. Тогда как экспорт компанией майонезов и соусов подрос за 2022 год на 4%.С точки зрения интересов сельхозпроизводителей это крупная сделка экономической концентрации, усиливающая олигополизацию масложирового рынка и снижение конкуренции за сырье. Особенно в таких регионах, как Приволжье, где теперь «Русагро» резко усилится как крупный закупщик масличных.