Начался экспорт зерна через новый терминал под Петербургом

Есть шанс на создание российского прибалтийского базиса FOB

 

«Порт Высоцкий», буквально в этом году введенный в эксплуатацию в Финском заливе (меньше 100 км от северной столицы), перевалил на экспорт первые партии зерна.

Что случилось

  • Первая, тестовая, партия в 25 тыс. тонн, отправилась из «Высоцкого» в страны Африки еще в апреле. А по состоянию на июль в общей сложности 200 тыс. тонн пшеницы ушло за рубеж через «Высоцкий».
  • Происхождение зерновых, отправленных на экспорт, – Омская область и Казахстан. По данным Центра оценки качества зерна на первую декаду июля, крупнейшая партия (67 тыс. тонн) ушла из терминала в Тунис.
  • Всего из «Высоцкого» отправилось больше шести сухогрузов с зерном.

Контекст

  • «Порт Высоцкий» в 2023 году начал экспортировать зерно, а ранее многие годы переваливал уголь. Терминал может перегружать на экспорт 4 млн тонн зерновых за год.
  • Терминал обошелся инвестору в 5,5 млрд рублей.
  • Изменения в агрологистике после начала СВО и введение серии санкций против России заставляют бизнес внимательнее присмотреться к Северо-Западу. Так, вблизи «Высоцкого» зерновой терминал на 4 млн тонн в год строит за 13 млрд руб. «Технотранс».
  • Терминал в Ленобласти, под Усть-Лугой, намерена создать к 2026 году и группа «Содружество» – крупнейший в России поставщик и переработчик сои (30 млрд рублей, до 10 млн тонн в год зерновых и других пищевых грузов).
  • Еще один проект – Lugaport – в том же регионе хочет реализовать в 2024 году компания «Новотранс». Строительство идет уже больше года. Финальные мощности должны составить 7 млн тонн зерна. Первую очередь инвестор обещал запустить в течение этого года.

Выводы

  • Ввод в строй терминала «Высоцкий» – новшество в российской зерновой логистике, если не считать порта Усть-Луга, тоже расположенного в Ленобласти и переваливающего минудобрения. Его тоже планировали приспособить под зерновые, но поставки оттуда так и не начались.
  • Львиная доля российского зерна уходит на экспорт через порты Азовского и Черного морей. В балтийском регионе небольшие объемы иногда отправляли через терминалы стран Балтии, но это было до СВО.  
  • Создается ощущение избыточности заявленных упомянутыми инвесторами мощностей – свыше 16 млн тонн в год с учетом «Высоцкого». И это при общем экспорте зерновых из России в 50+ млн тонн и хорошо налаженной, заведомо более дешевой южной логистике. Но, с учетом практики реализации подобных проектов, наверняка не все терминалы будут построены, и уж точно не в обещанные сроки.
  • В целом же создание новых перевалочных мощностей выглядит перспективно. Во-первых, России теперь недоступны порты стран Балтии. Во-вторых, растут избытки зерна в ЦЧР и в ПФО. Отправлять его на экспорт через и так перегруженный Юг будет проблематично. В-третьих, экспорт зерновых из ПФО, Урала и Западной Сибири не через ЮФО, а через Балтику теперь может стать привлекательнее по цене.
  • Если на Северо-Западе ритмично заработают хотя бы два терминала, мы будем свидетелями создания еще одного, прибалтийского, базиса FOB – альтернативы южному FOB Новороссийск. Это будет большой шаг в развитии отечественной экспортной торговли зерном.