Мнение. Агрохимия: средства стратегической защиты

Есть шанс заместить импорт, и стать мировым экспортером СЗР

За последние 13 лет отечественный рынок химических средств защиты растений (ХСЗР, СЗР) претерпел серьезные изменения. Трансформация произошла не только в объемах производства, но и в технологиях. А 2023 год стал для отрасли вторым переломным после 2018-го, обозначив курс на полную независимость от импорта. Это большой вызов для российской агрохимической науки.

ХСЗР: тренды и тенденции

В 2010 году объем внутреннего потребления СЗР, по данным Российского союза производителей ХСЗР (РСП ХСЗР), составлял 51,8 тыс. тонн. Из них 30,4 тыс. тонн, или 59%, приходилось на импорт. До 2015 года ввоз пестицидов, как и их производство, росли, достигнув тогда 58,5 тыс. тонн и 41,6 тыс. тонн. В том же 2015 году в России на рынке ХСЗР впервые появился толлинг – переработка завезенного иностранного сырья на местных заводах. Так было дополнительно получено еще 5 тыс. тонн продукции.

Толлинг стал отправной точкой ухода от «чистого импорта». В 2015 году потребление пестицидов в России выросло в два раза к 2010-му до 105,1 тыс. тонн.

С 2015 по 2017 годы все три показателя (импорт, производство и толлинг) выросли до 78,2 тыс. тонн, 59,8 тыс. тонн и 12,5 тыс. тонн. Общий годовой объем потребления пестицидов превысил 150 тыс. тонн. Однако 2018 год в истории отрасли стал переломным: производство (67,6 тыс. тонн) впервые превысило импорт (63 тыс. тонн). Такое стало возможным благодаря не только стремлению российских производителей СЗР к самообеспеченности, но и развитию собственных научных разработок.

До 2022 года внутреннее производство СЗР продолжило расти, а импорт – сокращаться. Но, вместе с этим, растет и толлинг, который обеспечивает производство иностранных СЗР, замещая импорт. Так, в 2022 году доля своих СЗР в общем объеме потребления пестицидов составила 55%, импорта – 28%, толлинга – 17%. Общий объем рынка достиг 160 млрд руб. Суммарная доля СЗР иностранного происхождения – импорт плюс толлинг – составила 45%. Это свидетельствует о пока еще достаточно высокой импортозависимости.

Отдельно стоит отметить потребление пестицидов на гектар. Оно в России (2 кг/га), по данным  «Щелково Агрохим», в четыре раза ниже, чем в ЕС (8 кг/га), и в пять – чем в странах Азии – таких, как Япония и Китай (10 кг/га). С одной стороны, это хорошо с точки зрения экологии и политики ESG, а с другой – есть потенциал роста. И здесь очень важно найти золотую середину. Мощности российских производителей СЗР остаются недозагруженными не только из-за импорта и толлинга, но и ввиду низкого потребления СЗР, если сравнивать его с мировой практикой. По данным Минсельхоза, Россия потребляет примерно 220 тыс. тонн ХСЗР в год при суммарной потенциальной мощности отечественного производства 380 тыс. тонн.

Поэтому в перспективе не исключено, что установят нормативы применения СЗР. Главное, чтобы это отрицательно не сказалось на рентабельности отрасли.

Регуляторика: запрягли и поехали

С 2022 года Минсельхоз начал проводить мониторинги обеспеченности регионов химическими средствами защиты растений. Это случилось после того, как выросли цены на СЗР из-за резкого роста стоимости действующих веществ (д.в.) – основного компонента СЗР. Они полностью импортируются, удорожая, в частности, логистику.

С началом СВО часть иностранных производителей ХСЗР ушла с российского рынка. Другие сократили свою активность и/или прекратили делать здесь новые инвестиции. Однако есть и такие, кто находится в «подвешенном состоянии», и под санкционным давлением Запада не могут определиться, что делать дальше. Это, в свою очередь, создает риски для отечественного рынка ХСЗР, который зависим от импорта.

В то же время, отечественные компании продолжают стремиться нарастить производство. Так, по словам гендиректора «Щелково Агрохим» академика РАН Салиса Каракотова, до 2023 года ежегодно в компании планировали рост производства СЗР на 15-20%. Теперь запланировали 30%. Аналогичная политика других российских компаний поможет быстро компенсировать уход иностранцев с отечественного рынка.

Если посмотреть на структуру реализации ХСЗР, то из 28% импорта 13% приходится на ЕС, 12% – на Китай и 3% – на прочие страны. Заменить европейский импорт можно тем же Китаем, Индией, Пакистаном, но лучше – собственным производством.

Весной этого года Минсельхоз предложил ввести квоту на ввоз в Россию импортных пестицидов. Квота составит 15 тыс. тонн на период с 1 октября 2023-го по 30 апреля 2024 годов. В рамках общего объема предлагается устанавливать отдельные показатели для основных групп пестицидов, наиболее востребованные из которых – гербициды, фунгициды и инсектициды. Ранее с инициативой квотирования импорта выступал РСП ХСЗР, поэтому предложение министерства не стало неожиданным. Однако оно поставило перед отечественными производителями достаточно амбициозные задачи.

В структуре отечественного производства ХСЗР – 118,6 тыс. тонн в 2022 году – из 10 производителей суммарная доля трех крупнейших («Август», «Щелково Агрохим» и «Агро Эксперт Груп») составляет 68%, или 81,2 тыс. тонн. Объем чистого импорта (без толлинга), который необходимо заместить, – 60 тыс. тонн. Получается, что квота в 15 тыс. тонн высвобождает 45 тыс. тонн из 60-ти. Они могут быть замещены собственным производством либо толлингом.

Если распределить этот объем между отечественными компаниями согласно текущей структуре производства, то на тройку лидеров придется 30 тыс. тонн. То есть по 10 тыс. тонн в год на каждого, или 30% ежегодного прироста объемов. 15 тыс. тонн могут распределиться между остальными семью компаниями пропорционально их доле в общем производстве. Вопрос: все ли российские производители готовы к таким объемам?

Д.в.: нерешенная проблема

Если постепенная замена импорта СЗР собственным производством, а толлинга – локализацией – вполне реализуемые задачи в ближайшие два-три года, то замещение д.в. – серьезный вызов для отрасли. Россия тотально зависит от их поставок из-за рубежа, т. к. в нашей стране они не синтезируются с 1990-х годов. Ведущим мировым производителем и поставщиком активных компонентов является Китай, на который приходится две трети мирового объема. С одной стороны, КНР – страна дружественная. С другой – любой внутренний кризис влечет последствия, как это уже было осенью 2021 года. Тогда на фоне китайского энергетического кризиса, повлекшего за собой массовую остановку предприятий, возник дефицит выпускаемой продукции, в т. ч. д.в. для пестицидов, что в конечном итоге привело к существенному росту мировых цен на всю линейку СЗР.

Статистика ввоза д.в. в Россию за 2017-2022 годы показывает стабильный рост, что естественно при увеличении внутреннего производства СЗР. В 2022 году объем поставок д.в. достиг почти 80 тыс. тонн более чем на $1,1 млрд. Это в два раза больше, чем в 2017 году, когда импорт составлял всего 40 тыс. тонн. Вместе с объемом ежегодно росла и цена, резкий скачок которой из-за проблем в Китае произошел в конце 2021-начале 2022 годов. Что негативно сказалось на себестоимости возделывания культур у российских аграриев.

Среди пестицидов наибольшим спросом пользуются гербициды, на которые приходится более 51% закупок импортных д.в. у предприятий, входящих в РСП ХСЗР. На втором месте фунгициды и протравители – 25%. Третью позицию занимают инсектициды – 21%. Остальное распределяется между регуляторами роста и десикантами, которыми аграрии пользуются реже.

Создание д.в. пестицидов – сложный химический процесс, который, помимо синтеза, требует еще и производства массы полупродуктов. В связи с чем быстрое замещение импорта действующих веществ в России сегодня проблематично.

Не стоим на месте

Проблема с импортом сырья для СЗР не нова, поэтому российские производители ХСЗР в последние годы активно вели научные разработки в этой области. Например, «Щелково Агрохимом» разработана технология синтеза семи д.в. гербицидов, которые компания планирует выпускать в рамках реализации проекта строительства завода по их производству. В планах покрыть не только собственное потребление, но и обеспечивать других отечественных производителей.

В мае текущего года гендиректор фирмы «Август» Михаил Данилов заявил о строительстве в подмосковной Черноголовке научно-исследовательского центра по разработке новых препаратов для защиты растений, на площадке которого также будут отрабатываться технологии синтеза д.в. Остальные российские производители ХСЗР о своих намерениях относительно производства д.в. пока не заявляли. Опасения вызывает качество отечественной технологии ХСЗР, которое может уступать зарубежным аналогам – в частности, вести к снижению урожайности. Но здесь не стоит забывать о модернизации производства и постепенном вводе в эксплуатацию новых мощностей российскими компаниями, наличии на базе их предприятий НИИ,

строительстве новых научно-исследовательских центров, высокой конкуренции между ними, а также постоянной тесной кооперации с аграриями, что способствует только развитию и совершенствованию технологий.

Таким образом, процесс налаживания выпуска активных компонентов для пестицидов в России запущен. Но он потребует немало времени, а главное – ресурсов. Поэтому целесообразно было бы включить в одно из направлений господдержки производство д.в. для СЗР, чтобы ускорить импортозамещение и нивелировать риски отечественных аграриев в случае дальнейшего ухода иностранных производителей. В свою очередь, это сделает внутренние цены на СЗР менее зависимыми от мировых. А значит, менее волатильными. С учетом амбиций отечественных производителей СЗР такая стратегия развития отрасли в будущем может позволить России не просто заместить импорт, но и стать одним из заметных мировых экспортеров пестицидов.

Автор: Марина Сидак – кандидат экономических наук, независимый эксперт по АПК, консультант по агробизнесу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник фото: личный архив.