Форум в Китае: поставки зерна и новый сухопутный коридор

Крупнейший контракт с КНР. Путин анонсирует новые торговые пути

17-18 октября 2023 года в Пекине проходит экономический форум «Один пояс, один путь». На мероприятие прибыл Владимир Путин, высокопоставленные российские чиновники и многочисленные представители бизнеса. Часть новостей форума касаются отраслей АПК. Расскажем о главном.

СУТЬ

  • 17 октября на полях форума был подписан один из крупнейших в истории двух стран контракт на поставки зерна из России в Китай на сумму $25,7 млрд. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на слова лидера инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карена Овсепяна.
  • Контракт между производственно-экспортной компанией «ЭПТ» и китайской госкорпорацией China Chengtong предполагает поставку 70 млн тонн российских зерновых, зернобобовых и масличных грузов в КНР в течение 12 лет.
  • Также, по словам Овсепяна, в ноябре-декабре этого года будет подписан межгосударственный договор о «Новом сухопутном зерновом коридоре».
  • Инициатива позволит нарастить экспорт зерна в Китай через «Забайкальский зерновой терминал» до 8 млн тонн в год. А в будущем, при строительстве новой инфраструктуры, — и до 16 млн тонн.
  • Владимир Путин в ходе встречи с премьером Пакистана Анваар-уль-Хаком Какаром в числе прочего поднимал тему экспорта российского зерна.
  • По словам президента России, Москва готова выполнять все обязательства по поставкам зерновых за рубеж, в том числе в Пакистан.
  • Путин отметил, что в России ожидается хороший урожай. Экспортный потенциал будет сравним с прошлым годом и составит примерно 50-60 млн тонн.
  • В рамках своего выступления на открытии форума Владимир Путин рассказал о строительстве новых транспортных коридоров. 
  • Международный коридор «Север – Юг» свяжет российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана.
  • По словам Путина, специалисты анонсируют бесшовное ж/д сообщение от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса.

Планируются также: 

  • Модернизация центрального участка Транссиба.
  • Строительство Северного широтного хода (ж/д ветка с выходом к портам Северного Ледовитого океана).
  • Прокладка железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в направлении Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.
  • Коридор от Арктики на Юг на Дальнем Востоке.
  • Старт в 2024 году круглогодичной навигации для грузовых судов на всём протяжении Северного морского пути.
  • Создание комиссии БРИКС по транспортной логистике.

КОНТЕКСТ

  • По словам китайского лидера Си Цзиньпина, товарооборот России и Китая достиг исторического рекорда и приближается к $200 млрд.
  • По итогам 3 кварталов 2023 года он вырос на 29,5% и составил почти 176,4 миллиарда долларов.
  • В текущем сезоне Китай активно скупает пшеницу по всему миру. Их крупнейший поставщик — Австралия.
  • В октябре большие объемы были заказаны у США, Канады и Франции (Россия до сих пор не в этом списке).
  • По данным Россельхознадзора, за 10 лет Россия нарастила зерновой экспорт в Китай в 27 раз. Со 131 тыс. тонн в 2014 году до 3,5 млн тонн к концу сентября 2023 года. 
  • За весь прошлый год в КНР направили 2,2 млн тонн зерновых из России.
  • В 2022 году были разрешены поставки яровой пшеницы и ячменя из России в КНР, а в 2023 году на китайский рынок допущены горох и пшено.
  • В 2024 году могут начаться поставки российской свинины в Китай.
  • Ростовская ГК «Дамате» первая в России получила разрешение на экспорт утиного мяса в Китай. Поставки начнутся в ближайшее время, отмечали в министерстве региональной политики и массовых коммуникаций региона.
  • Россия и КНР построят новый завод по переработке рапса в Красноярском крае.

ВЫВОДЫ

  • Китай — крупнейший импортёр продукции АПК в мире. Рост торговли в этой сфере перспективен для России, как для поставщика многих видов товаров.
  • По словам главы аналитической компании «Агроспикер» Виталия Шамаева, исходя из информации о контракте на поставку зерна, получается, что средняя цена составит около $367 за тонну. Пересмотр закупочных цен в Китае происходит почти каждый год, и они растут. Нельзя исключать, что через 12 лет цены вырастут на 50-100%. 
  • Разбогатеть на данном контракте российским аграриям вряд ли удастся, но эта договоренность — повод для создания «нового сухопутного зернового коридора», резюмирует эксперт в телеграм-канале АГРОСПИКЕР.

Источник изображения: kremlin.ru