РЖД отправили первый поезд с сельхозпродукцией через Амур

Планируется протянуть ещё две железные дороги в Китай

В РЖД сообщили, что по новому мосту через реку Амур впервые отправился контейнерный поезд из России. Вице-премьер Виктория Абрамченко анонсировала постройку минимум двух новых железных дорог в Китай.

СУТЬ

  • Мост через Амур был открыт год назад. В основном на экспорт везли уголь и руду.
  • Контейнерные перевозки стартовали летом 2023 года. Это были поставки из Китая в Россию.
  • Теперь контейнеры отправились и в другую сторону. Первым стал состав из 62 крупнотоннажных 40-футовых контейнеров с сельхозпродукцией, который отправили со станции Белгород.
  • В ходе рабочего визита в Монголию Виктория Абрамченко заявила, что из России в Китай будут протянуты две новые железные дороги. 

Первая будет иметь две ветки:  

  • От Нижневартовска до Белого Яра в Томской области.
  • От Таштагола в Кемеровской области до Урумчи в Китае.

Вторая пройдет через Республику Тыва в Монголию. Там магистраль тоже разделится на две ветки: одна в китайский Эрлянь, другая в Урумчи.

  • Обоснование инвестиций в эти проекты Минтрансу, минэкономразвития и РЖД поручено подготовить к 2024-2025 гг.

КОНТЕКСТ

  • В сентябре 2023 года РЖД перевезли по своим сетям 2,9 млн тонн, это на 30% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
  • За первые 9 месяцев года погрузка зерновых составила 23,2 млн тонн (на 42,8% больше, чем годом ранее).

Топ-4 регионов-экспортёров:

  • Курская область.
  • Саратовская область.
  • Волгоградская область.
  • Липецкая область.

В августе Мишустин подписал постановление, которое расширяет возможности по льготной транспортировке сельхозпродукции ж/д транспортом.

  • Государство начало субсидировать железнодорожные перевозки сельхозпродукции в 2019 году.
  • В 2023 году на эти цели было выделено 6,3 млрд рублей.
  • С начала 2023 года поставки зерновой продукции в Китай увеличились в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • О создании целого ряда новых транспортных коридоров говорил также Владимир Путин в ходе международного форума «Один пояс, один путь».
  • Китай входит в топ-5 импортёров российских зерновых. Основные культуры: соевые бобы, горох, кукуруза, семена льна, рапс, ячмень, овёс.

ВЫВОД

  • Поставки сельхозпродукции по железной дороге растут. Государство считает эти экспортные маршруты перспективными.
  • Новые магистрали представляют собой очень масштабный и дорогостоящий проект. Для его реализации необходимо иметь долгосрочные контракты на экспорт. 
  • Проект будет выгодным, если структура поставок будет смещена с угля на более высокомаржинальные товары, например зерно. Об этом, в частности, говорит научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Его слова приводит «Российская газета».
  • В контексте строительства новых ж/д путей в Китай эксперт также упоминает крупнейший контракт на поставки зерна из России в Китай, который был подписан на прошлой неделе.