Мнение. Регулирование АПК стало исключительно фискальным

Почему действующие меры больше не стимулируют его развитие

«Ручной» механизм регулирования аграрного рынка в России включился в 2020 году, когда на фоне Covid-19 государство ввело квотирование экспорта зерна. После этого он с каждым годом ужесточался и расширялся: вводились экспортные пошлины, запреты на экспорт, временная «заморозка» цен на отдельные продовольственные товары (сахар и подсолнечное масло) и прочие ограничения.

Изначально принимаемые меры носили стимулирующий характер: рост внутреннего производства и переработки, стабилизация и снижение внутренних цен, развитие несырьевого экспорта, снижение импортозависимости и т.д. Но сегодня уже можно констатировать, что вся политика госрегулирования несет в себе фискальную функцию. Это тяжелым бременем ложится на аграрный бизнес, и в долгосрочной перспективе может привести к негативным последствиям для всего АПК.

Причины, факторы, предпосылки

  1. Covid-19

Пандемия коронавируса, разразившаяся в 2020 году, имела ряд негативных последствий для всего мира.

  • Во-первых, были нарушены все логистические цепочки. Что, в свою очередь, ограничило мировое предложение продовольственных товаров, тем самым создавая дефицит на рынке. Многие страны в то время закрыли свои границы или ввели жесткие ограничения с целью предотвращения распространения коронавируса.
  • Во-вторых, высокая заболеваемость и рост смертности привели к дефициту кадров, и, как следствие, к росту стоимости услуг, особенно – в сфере логистики и транспорта.
  • В-третьих, снижение спроса в секторе HoReCa обусловило повышенный спрос на доставку (еда навынос). А ажиотаж спроса в секторе домашних хозяйств привел к росту розничных цен. Все это способствовало укреплению мировых цен на продовольствие, которые достигали исторических пиков в постковидный период.

Взлетевшие мировые цены обусловили рост внутренних цен, и стали причиной введения в 2020-2021 годах правительством дополнительных мер по сдерживанию вывоза агропродукции – в виде квот и пошлин, а также фиксированных цен на подсолнечное масло и сахар. Все эти меры, действительно повлияли на стабилизацию внутренних цен и их снижение. Однако эффект был непродолжительным. Так, с июля 2021 по апрель 2022 годов рост внутренних цен на пшеницу составил 24,5% при действующих экспортных ограничениях. Дальнейшее их снижение было обусловлено санкциями, высокими переходящими запасами и ожиданиями рекордного урожая.

2. СВО и санкции

В феврале-2022 Россия начала СВО на Украине. В этот же период очередной раз вводится квота на экспорт зерновых в объеме 11 млн тонн, которая действовала с 15 февраля до 30 июня 2022 года, и в дальнейшем стала постоянной. Каждый год только меняется объем самой квоты. Однако это не остановило роста внутренних цен, а лишь привело к увеличению запасов к концу сезона-2021/22 гг.

Вместе с тем, геополитический фактор оказал сильное влияние на курс рубля, который «в моменте» – в марте-2022 – превысил 103 за доллар. Так как формула экспортной пошлины на зерновые и масличные в то время была привязана к доллару, это не могло не сказаться на ее чрезмерном росте. В то же время страны Запада начали вводить антироссийские санкции, которые сказались на росте стоимости фрахта, страхования, а также к проблемам в логистике и взаиморасчетах с внешними контрагентами. Ввиду этого правительство приняло решение о переводе экспортной пошлины в рубли с целью снижения как ее, так и ценовой волатильности, а также дедолларизации экономики.

По факту пошлина и ценовая волатильность действительно снизились, а переход на взаиморасчеты в национальных валютах ускорил процесс дедолларизации, тем самым уменьшая зависимость от западных валют. Кроме этого, жесткая денежно-кредитная политика ЦБ остановила девальвацию рубля, что также благоприятно сказалось на уровне инфляции, постепенно снижая ее.

Антироссийские санкции оголили все острые проблемы во всех секторах экономики. Вместе с тем, они способствовали развитию отечественного производства, замещению импорта там, где это возможно. Так, в АПК сильная импортозависимость в области селекции и семеноводства, сельхозтехники, информационных технологий обусловила принятие государством ряда мер. Это локализация производства семян, квотирование их импорта, господдержка развития отечественной селекции, параллельный импорт. Также обсуждается квотирование ввоза СЗР. Для многих отраслей традиционными рынками сбыта были недружественные страны, в связи с чем произошел разворот торговых потоков и активное развитие или наращивание торговли с дружественными странами. Одновременно с этим растет внутренняя переработка и переход к несырьевому экспорту.   

Несмотря на все принятые меры, санкции, введенные против России, продолжают оказывать отрицательное влияние на ее экономику. Принятые странами Запада последние пакеты санкций уже направлены на то, чтобы не дать России их обойти и/или сгладить их негативное влияние. Кроме этого, продолжающаяся на Украине уже второй год СВО постепенно ставит российскую экономику, так сказать, на военные рельсы. Присоединение новых регионов и их восстановление, а также интеграция в Россию в целом требует дополнительных ресурсов. Это, безусловно, сказывается на государственном бюджете, ввиду чего правительство вынуждено ужесточать ручной механизм регулирования – в том числе АПК, постепенно заменяя стимулирующую функцию фискальной.

3. Нагрузка растет, мотивация падает

Несмотря на высокий урожай и переходящие запасы, что спровоцировало резкий обвал внутренних цен почти на все агрокультуры, экспортные ограничения в 2022-2023 годах продолжили действовать. Более того, Минсельхоз неоднократно заявлял, что не собирается их отменять. Напротив, в рамках постановления правительства от 21 сентября 2023 года №1538 с 1 октября введены вывозные пошлины с привязкой к курсу рубля практически на весь перечень товаров, экспортируемых за пределы таможенной территории ЕАЭС. Исключением стали товары, на которые уже есть экспортные пошлины (зерно, подсолнечное масло и др.), а также импортозависимые товары с существенной долей импорта в себестоимости плюс еще ряд товаров – мясо, молочная продукция, продукты переработки зерна, меласса.

Единственным послаблением стало увеличение цены отсечения в формуле пошлин и перевод из долларов в рубли экспортной пошлины на масличные и продукты их переработки. Кроме этого, в новом сезоне российские власти уже рекомендовали продавать пшеницу на экспорт по цене не ниже $240 за тонну, и в будущем рассматривают возможность установления минимальной цены на нее.

Ранее, 24 ноября 2022 года, постановлением правительства № 2132 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора на 2023 год.

Новые коэффициенты, используемые для его расчета, вступили в силу с 1 января 2023 года. В июне кабинет министров утвердил индексацию утилизационного сбора с 1 июля в отношении семи категорий сельскохозяйственных колесных тракторов мощностью от 30 до 340 лошадиных сил. С учетом индексации утилизационный сбор для ввезенного в Россию колесного трактора, например, 2019 года выпуска и мощностью двигателя 240 л.с. подорожал на 58%, или почти на 2 млн руб. за единицу. Это, как и проблемы с параллельным импортом, обусловили существенный рост цен (достигающий 30-40%) на всю сельхозтехнику, и, как следствие, сокращение спроса аграриев на нее.

4 августа этого года президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит в стране 10%-ный налог на сверхприбыли крупных компаний. Он вступит в силу 1 января, будет зачисляться в федеральный бюджет и носить разовый характер.

Перечень освобождаемых от уплаты налога был существенно расширен во время рассмотрения закона в Госдуме во втором чтении. При этом туда изначально включили субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) и плательщиков единого сельхозналога.

По подсчетам Минфина, введение налога даст бюджету дополнительно около 300 млрд руб. Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что налог —  лишь «разовый сбор по договоренности с бизнесом», а его введение на постоянной основе нецелесообразно. При этом у финансового ведомства не было единой публичной позиции – так, замминистра финансов Алексей Сазанов утверждал, что власти могут вернуться к этому сбору, если потребуется финансировать дефицит федерального госбюджета.

Между тем введение налога на сверхприбыль крупных компаний, пусть и единоразового, увеличивает их налоговую нагрузку, внепланово изымая денежные средства из оборота и тем самым сокращая инвестиционные возможности.

  В связи с ростом годовой инфляции, который на 7 августа этого года составил 4,4%, а также курса доллара, 15 августа достигал 101 рубля, был принят ряд мер. С 10 августа 2023 года и до конца 2023 года Банк России не будет покупать валюты на рынке. 15 августа он поднял ключевую ставку до 12%, 15 сентября – до 13%, а 27 октября – до 15% годовых.

Такая жесткая денежно-кредитная политика направлена на сдерживание инфляции и укрепление национальной валюты. Однако меры повлекли негативные последствия в том числе для аграрного бизнеса. Во-первых, ставки по кредитам выросли, что было очень несвоевременно перед осенней посевной. Во-вторых, из-за повышения ключевой ставки Минсельхоз приостановил прием заявок на льготные кредиты, фактически сократив господдержку отрасли – так как в рамках льготного кредитования предоставляются займы на развитие растениеводства и животноводства, на строительство, реконструкцию и модернизацию переработки. Условия до решения ЦБ были щадящими – до 5% годовых, до одного года (если кредит краткосрочный) или 2-15 лет (если он инвестиционный).

Однако в конце сентября правительство дополнительно выделило 45 млрд руб. на льготные кредиты аграриям на производство и переработку сельхозпродукции. Источником средств стал Резервный фонд. В начале октября стало известно о выделении еще 10 млрд руб. на программу льготного кредитования сельхозпроизводителей.

Безусловно, все это лучше, чем вообше ничего. Но, если сравнивать с тем, сколько за счет пошлин, роста утилизационного сбора, налога на сверхприбыль, увеличения тарифов на перевозку (ж/д и «Платон») и процентов по кредитам в бюджет изымается из отрасли – и все на фоне роста цен на топливо и средства производства – то это становится «каплей в море».

В течение августа в правительстве шли обсуждения с крупнейшими компаниями страны ситуации касательно невозврата в Россию экспортных доходов. Органы власти настаивали на неприемлемости такой ситуации, и что это касается прежде всего неэнергетических компаний. Так как нефтедобывающий сектор вынужден продавать большую часть экспортных доходов, поскольку половина их выручки – это налоги. По мнению властей, игнорировали возврат валютных доходов в страну главным образом производители минеральных удобрений.

В середине августа кабинету министров удалось в неформальном порядке договориться с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки. Поэтому было решено пока ограничиться мониторингом их действий, не устанавливая нормативов продажи экспортерами валютной выручки, и не вводить ограничений на движение капитала. Представители бизнеса в целом согласились продавать больше выручки. Однако 11 октября Владимир Путин подписал указ о введении на шесть месяцев требования по обязательной репатриации и продаже на российском рынке валютной выручки отдельными экспортерами – в том числе зерновых.

Решение принято прежде всего в целях стабилизации курса рубля, который тогда превысил 100 рублей за доллар. Хотя власти заявили о намерениях повысить прозрачность и предсказуемость валютного рынка, снизить возможность для валютных спекуляций.

Выводы

  1. Таким образом, принимаемые в последнее время меры госрегулирования агрорынка направлены на пополнение бюджета. Они никак не стимулируют отечественный аграрный бизнес дальше развиваться, снижая его инвестиционные возможности и прибыль, Что, в свою очередь, создает риски будущему урожаю: на фоне роста издержек и фискальной нагрузки сельхозпроизводители начинают экономить на средствах производства, переходить на менее затратные агротехнологии и культуры, сворачивать внешнеэкономическую деятельность и т.д.
  2. Больше всего может пострадать мелкий и средний бизнес, которым просто угрожает банкротство.
  3. С другой стороны, государство действительно нуждается в пополнении бюджета, расходы которого увеличились в разы на фоне СВО и санкций, а также в помощи в восстановлении новых регионов.
  4. В этом случае необходимо искать альтернативные источники пополнения бюджета. Как вариант, можно зеркально поднять тарифы на транзит для зарубежных партнеров, импортные пошлины, увеличить ставки аренды земли для иностранных инвесторов. После выхода на полную самообеспеченность по вагонному парку, контейнерному парку и флоту можно сдавать их в аренду зарубежным партнерам.

Другими словами, необходимо пытаться пополнять бюджет не только за свой счет, но и за чужой. Что уже давно и успешно делают другие страны.

Автор: Марина Сидак – кандидат экономических наук, независимый эксперт по АПК, консультант по агробизнесу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник фото – личный архив.