Объём перевалки удобрений в портах вырастет на 10%

Экспортёры переориентируются на ж/д и портовую инфраструктуру

Старший вице-президент ГК «Дело» Денис Илатовский рассказал «РИА Новости» о ситуации с экспортом через порты. Госдума дала добро на размещение в морских портах спецхранилищ для удобрений.

СУТЬ

  • В 2023 году объём перевалки удобрений в российских портах составит 35,8 млн тонн. Это на 10% больше, чем в прошлом году.
  • Ожидается, что через Балтийский бассейн по итогам года вывезут 28 млн тонн продукции (на 74% больше, чем в прошлом году).
  • Через Азово-Черноморский бассейн — около 4 млн тонн (рост на 31% к прошлому году).
  • Через балтийские терминалы Global Ports (входит в ГК «Дело») с января по сентябрь 2023 года было отправлено в 2,8 раза больше удобрений к аналогичному периоду прошлого года.
  • Специализированные терминалы для перевалки аммиака, метанола, аммиачной селитры могут разрешить создавать в границах водоохранных зон на территориях морских портов.
  • Соответствующий законопроект кабмина (№ 433783-8) 7 декабря был принят Госдумой.
  • Перечень портов утвердит Правительство.

КОНТЕКСТ

  • За первые 10 месяцев 2023 года в России произвели 21,3 млн тонн минеральных удобрений. Это на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
  • В октябре было выпущено 2,4 млн тонн (на 32,4% больше, чем в октябре 2022 года).
  • В ближайшие 5 лет объем выпуска минеральных удобрений в России может увеличиться до 70 млн тонн. Условие — сохранение объема экспорта. Об этом ранее говорил исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Максим Кузнецов.
  • Россия — крупнейший экспортёр минеральных удобрений. Продукция российских компаний составляет около 15% от годового потребления в мире.
  • Сейчас российская продукция попадает на мировые рынки напрямую от производителей или через европейских трейдеров.
  • Объем экспортных поставок минудобрений за 7 месяцев 2023 года вырос на 12,9% по отношению к январю-июлю 2022 года.
  • Продажи в стоимостном выражении за этот же период уменьшились в долларах США на 44,9% и в российских рублях на 42,4% к прошлому году.

ВЫВОД

  • По словам Дениса Илатовского, причины роста перевалки через портовую инфраструктуру — переориентация экспортёров на ж/д пути и порты, а также рост производства удобрений.
  • Власти меняют законодательство для наращивания перевалки опасных жидких, сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола через порты. Причина — потеря доступа к соответствующей портовой инфраструктуре за рубежом.