Главные тренды на российском рынке чая

Производство снизилось в 2023 году, растут расходы на логистику

ПРОИЗВОДСТВО

  • В 2023 году в России было произведено 138 тыс. тонн чая. Показатель соответствует уровню 2021 года и на 6,2% ниже, чем в 2022 году. Об этом сообщает аналитический центр BusinesStat со ссылкой на своё исследование.
  • Отмечается, что летом 2022 года компания Ekaterra (производитель ТМ Lipton, Brooke Bond) заявила об уходе из России. Предполагалось, что до конца года будет закрыт завод в Санкт-Петербурге.
  • В то же время крупный российский производитель чая — ООО «Орими» сообщал о росте производства в 2023 году на 5-7% год к году на заводе в Ленинградской области.
  • По данным BusinesStat, выпуск чая в России с 2019 по 2022 год увеличился на 32%. Особенно сильный рост был зафиксирован в 2020-2021 гг. Причина — рост спроса на этот напиток на фоне пандемийных ограничений, сопутствующего стресса и смены образа жизни потребителей на более домашний.
  • Россия практически на 100% зависит от импорта. Из-за неподходящего климата промышленное выращивание есть только в Краснодарском крае.

ИМПОРТ

  • Около 80% импорта — продукция для дальнейшей переработки. Оставшиеся 20% — готовый к розничной продаже продукт.
  • Наблюдается тенденция к ещё большему сокращению доли готовой продукции в импорте. Причины: высокая себестоимость, долгая логистика.
  • Подавляющую часть рынка контролируют компании, которые имеют собственное производство на территории России.

По данным ITC Trade Map, основными экспортерами чая в 2022 году были:

  • Индия (44,3 тыс. тонн, 20,6% от всего импорта в деньгах);
  • Шри-Ланка (24,7 тыс. тонн, 27,8% от всего импорта в деньгах). 

Другие важные поставщики: ОАЭ, Китай, Кения.

ПРОБЛЕМЫ С ЛОГИСТИКОЙ

  • Основной объем чая поступает в Россию примерно по тем же маршрутам, что и в Великобританию, а там уже наблюдаются проблемы с логистикой.
  • Английские ритейлеры предупреждают о нарушении поставок в связи с атаками хуситов на грузовые суда в Красном море. Об этом пишет Reuters.
  • Из-за изменения маршрутов поставок отгрузки задерживаются на 10-14 дней. Растёт стоимость логистики.
  • О том, что стоимость перевозки чая выросла, говорит также генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Его мнение приводит сайт ridus.ru.
  • Чантурия считает, что на фоне кризиса в Красном море вырастет себестоимость производства чая, а может, и розничная цена. Однако, по его словам, ситуация не критична, в первый год пандемии цены на логистику были ещё выше.