Экспорт удобрений через морпорты вырос на четверть

Основной объем пришелся на порты Северо-Запада

СУТЬ

  • За I полугодие 2024 года по сети РЖД в направлении морпортов было перевезено 14 млн тонн удобрений (+25% год к году), сообщает телеграм-канал РЖД.
  • 11,9 млн тонн из них было направлено в порты Северо-Запада (+26% год к году). В порты Юга отгружено около 2 млн тонн (+12% год к году), в порты Дальнего Востока — 88 тыс. тонн (рост в 2,8 раза).
  • Железнодорожный экспорт удобрений в январе-июне 2024 г. составил 16,6 млн тонн (+16,8% год к году).
  • Общий показатель погрузки на сети РЖД — 33,9 млн тонн (+9,2% год к году).

Топ-3 регионов-лидеров:

  • Пермский край (9,2 млн тонн, рост в 1,4 раза); 
  • Мурманская область (7,4 млн тонн, +4,1% год к году); 
  • Новгородская область (2,6 млн тонн, +9% год к году).

КОНТЕКСТ

  • Вице-премьер Виталий Савельев поручил Минпромторгу проработать вопрос введения договоров по схеме «вези или плати» при железнодорожной перевозке удобрений. 
  • Схема договоров «вези или плати» предполагает, что перевозчик (РЖД) обязуется перевезти установленный объем груза клиента. Клиент, в свою очередь, обязан оплатить транспортировку, даже если груз не был отправлен.
  • В бизнес-сообществе к идее отнеслись скептически,пишет РБК.
  • Центр ценовых индексов (ЦЦИ) прогнозирует рост стоимости всех основных видов минудобрений к концу 2024 года.
  • Правительство России установило квоты на вывоз минудобрений с 1 июня по 30 ноября 2024 года. Общий объём составит свыше 19,7 млн тонн.
  • В ЕС опасаются наплыва дешевых удобрений из России.
  • Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» также растёт год к году.

ВЫВОДЫ

  • Согласно прогнозу Российской ассоциации производителей удобрений, экспорт удобрений по итогам 2024 года может достичь абсолютного рекорда — 44 млн тонн (+10% год к году).
  • Аналогичная динамика будет наблюдаться и в производстве.