Тренды российской агрологистики

Одна из основных точек роста — контейнеризация

Федеральный центр «Агроэкспорт» опубликовал аналитический доклад «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2023/24». В числе прочего, эксперты проанализировали главные тренды российской логистики аграрного экспорта. Рассказываем самое интересное.

Контейнерные перевозки

  • Снижение стоимости контейнерных перевозок на основных маршрутах замедлилось на фоне геополитических факторов.
  • Наблюдается консолидация игроков и рост инвестиций в инфраструктуру.
  • Оборудование западных транспортных компаний замещается контейнерами азиатских логистических операторов (в основном китайских).
  • Рост объемов экспортных поставок продукции АПК в восточном направлении ограничен низкими темпами развития инфраструктуры и дефицитом доступа к ней.
  • На работу контейнерного рынка влияют риски попадания под первичные санкции для российских компаний, а также риски вторичных санкций для зарубежных партнеров.
  • Бизнес сталкивается со сложностями и ограничениями при проведении валютных платежей.
  • Контейнеризация сельхозгрузов является одной из основных точек роста агрологистики. Приоритетное направление для увеличения экспорта зерновых и масличных культур, растительного масла — рынки стран Азии, в т.ч. Индии и Китая.

Более 20% импорта в азиатские государства осуществляется контейнерным способом и доля таких поставок растёт. Причины:

  • Высокая скорость технологических операций за счет единых стандартов оборудования.
  • Отсутствие зависимости от специализированной перевалочной инфраструктуры портов.
  • Исключение потерь и обезличивания партий зерна при перевалке.

Логистика насыпных грузов

В логистике насыпных грузов наблюдаются следующие тенденции:

  • Направления поставок диверсифицируются, растёт роль Китая.
  • Растут объёмы перевалки зерна через рейд порта Кавказ.
  • География экспорта меняется, растёт дальность маршрутов.
  • Растут мощности портовых терминалов и элеваторных комплексов для обработки навалочных аграрных грузов.
  • В 2020-2023 гг. перевозки в порты автомобилями увеличили свой вес на 6%. Основные причины сокращения доли вагонных отправок — затруднение движения грузовых составов на сети Северо-Кавказской железной дороги, перегруженность мощностей припортовых станций.

Общий объем экспортных ж/д перевозок навалочных грузов АПК в 2023 г. достиг 27,5 млн тонн (+10 млн тонн год к году). Тенденция сохраняется и в начале 2024 г. Основным коридором поставок в 2023 году с долей 53% оставалось Азово-Черноморское направление.

Тренды российской агрологистики

Логистика наливных грузов

  • Основной аграрный груз, который экспортируют таким образом — растительные масла.

Значимые тенденции логистики экспорта:

  • Изменение страновой структуры экспорта и географии торговых потоков.
  • Диверсификация каналов поставки по четырем направлениям: портовые терминалы, контейнерные отправки, сухопутные п/п и рейдовая перевалка.
  • Увеличение поставок в Китай и повышение роли дальневосточного направления.
Тренды российской агрологистики
  • Интенсификация развития специализированной инфраструктуры.
  • Увеличение количества контейнерных отправок и сокращение объемов перевозок через сухопутные пункты пропуска прочими типами подвижного состава. 
  • Также заметно устойчивое сокращение грузопотока через наливные портовые терминалы. Значение рейдовой перевалки возросло.

Инфографика: аналитический доклад «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2023/24»