Федеральный центр «Агроэкспорт» опубликовал аналитический доклад «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2023/24». В числе прочего, эксперты проанализировали главные тренды российской логистики аграрного экспорта. Рассказываем самое интересное.
Контейнерные перевозки
Снижение стоимости контейнерных перевозок на основных маршрутах замедлилось на фоне геополитических факторов.
Наблюдается консолидация игроков и рост инвестиций в инфраструктуру.
Оборудование западных транспортных компаний замещается контейнерами азиатских логистических операторов (в основном китайских).
Рост объемов экспортных поставок продукции АПК в восточном направлении ограничен низкими темпами развития инфраструктуры и дефицитом доступа к ней.
На работу контейнерного рынка влияют риски попадания под первичные санкции для российских компаний, а также риски вторичных санкций для зарубежных партнеров.
Бизнес сталкивается со сложностями и ограничениями при проведении валютных платежей.
Контейнеризация сельхозгрузов является одной из основных точек роста агрологистики. Приоритетное направление для увеличения экспорта зерновых и масличных культур, растительного масла — рынки стран Азии, в т.ч. Индии и Китая.
Более 20% импорта в азиатские государства осуществляется контейнерным способом и доля таких поставок растёт. Причины:
Высокая скорость технологических операций за счет единых стандартов оборудования.
Отсутствие зависимости от специализированной перевалочной инфраструктуры портов.
Исключение потерь и обезличивания партий зерна при перевалке.
Логистика насыпных грузов
В логистике насыпных грузов наблюдаются следующие тенденции:
Направления поставок диверсифицируются, растёт роль Китая.
Растут объёмы перевалки зерна через рейд порта Кавказ.
Растут мощности портовых терминалов и элеваторных комплексов для обработки навалочных аграрных грузов.
В 2020-2023 гг. перевозки в порты автомобилями увеличили свой вес на 6%. Основные причины сокращения доли вагонных отправок — затруднение движения грузовых составов на сети Северо-Кавказской железной дороги, перегруженность мощностей припортовых станций.
Общий объем экспортных ж/д перевозок навалочных грузов АПК в 2023 г. достиг 27,5 млн тонн (+10 млн тонн год к году). Тенденция сохраняется и в начале 2024 г. Основным коридором поставок в 2023 году с долей 53% оставалось Азово-Черноморское направление.
Логистика наливных грузов
Основной аграрный груз, который экспортируют таким образом — растительные масла.
Значимые тенденции логистики экспорта:
Изменение страновой структуры экспорта и географии торговых потоков.
Диверсификация каналов поставки по четырем направлениям: портовые терминалы, контейнерные отправки, сухопутные п/п и рейдовая перевалка.
Увеличение поставок в Китай и повышение роли дальневосточного направления.
Интенсификация развития специализированной инфраструктуры.
Увеличение количества контейнерных отправок и сокращение объемов перевозок через сухопутные пункты пропуска прочими типами подвижного состава.
Также заметно устойчивое сокращение грузопотока через наливные портовые терминалы. Значение рейдовой перевалки возросло.