Половина нидерландцев готова сократить потребление мяса

За три года число предпочитающих растительную пищу выросло до 45%

СУТЬ

  • Согласно исследованию Kieskompas и ProVeg Nederland, почти половина нидерландцев уже готова сократить потребление мяса. Доля флекситарианцев выросла с 37% в 2020 году до 45% в 2023 году, а вегетарианцев — с 5% до 7% за тот же период.
  • В качестве основных причин изменений пищевых привычек называются защита биоразнообразия, борьба с вырубкой лесов и уменьшение страданий животных.
  • Исследование охватило более 9000 респондентов и выявило значительные демографические различия. Женщины (75%), молодежь до 35 лет (74%) и горожане (75%) чаще поддерживают переход к растительному питанию. Среди мужчин и сельских жителей этот показатель ниже – 65% и 58% соответственно.
  • Около половины респондентов (50%) уже стараются сократить потребление мяса. Доля желающих сократить потребление других животных продуктов заметно ниже: рыбы – 26%, сыра и молочных продуктов – 20%, яиц – 16%.
  • Среди аргументов против отказа от мяса доминируют вкус (75%) и убеждение в необходимости этих продуктов для здоровья (74%). Социальные нормы и экономическая важность животноводства также упоминаются, но реже.
  • Если бы все, кто выразил желание сократить потребление мяса, сделали это к 2030 году, национальное потребление мяса в Нидерландах снизилось бы на 30%.

КОНТЕКСТ

  • Флекситарианцы — это люди, которые придерживаются преимущественно растительного питания, но время от времени употребляют мясо или другие животные продукты.
  • Kieskompas — нидерландская исследовательская компания, специализирующаяся на социологических опросах и анализе общественного мнения.
  • ProVeg Nederland — часть международной некоммерческой организации ProVeg, занимающейся продвижением растительного питания для уменьшения воздействия на окружающую среду, защиты животных и улучшения здоровья.
  • По данным исследования сингапурской компании Asia Research & Engagement (ARE), к 2030 году производство животных белков в мире должно начать снижаться в пользу растительных и других альтернативных источников.
  • Британский Комитет по изменению климата (Climate Change Committee, CCC) заявил, что страна должна сократить потребление мяса и молочных продуктов в полтора раза, чтобы соответствовать последним целевым показателям углеродной нейтральности, пишет The Telegraph.
  • При идеальном сценарии потребление мяса и молочных продуктов должно сократиться вдвое к 2050 году, а продукты должны быть заменены растительными вариантами, считают в организации.
  • С 2000 по 2023 год потребление мяса в России увеличилось почти в два раза, составив 80,8 кг на душу населения, что значительно превышает рекомендованные Минздравом 73 кг. 
  • Этот показатель стал рекордным уже четвертый год подряд, и аналитики РСХБ прогнозируют, что в ближайшие 5 лет потребление мяса в стране вырастет до 83 кг, установив новый исторический максимум.
  • Тренд на рост потребления мяса наблюдается не только в России, но и в мире. Согласно прогнозам ЮНЕП, к 2030 году среднемировое потребление мяса вырастет на 14% по сравнению с 2018–2020 годами. 
  • Особенно заметен рост потребления в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Китай, где потребление говядины вырастет на 8% к 2030 году. В Африке, одном из самых быстрорастущих регионов, также наблюдается рост потребления мяса, что связано с увеличением численности населения и доходов.

ВЫВОДЫ

  • Исследование подтверждает высокий потенциал для продвижения растительного питания в Нидерландах. Значительная часть населения уже готова менять свои привычки, особенно в городах и среди молодежи. 
  • Однако важно учитывать барьеры, такие как приверженность к традиционному вкусу мясных продуктов и их восприятие как «нормы».

Для дальнейшего продвижения изменений эксперты рекомендуют:

  • Усилить работу с целевыми группами (мужчины, практики, сельские жители), используя аргументы, которые для них важны.
  • Развивать инфраструктуру и социальные кампании, поддерживающие выбор в пользу растительных продуктов.
  • Расширить доступность растительных альтернатив, делая их вкусными и доступными.