Экспорт удобрений: итоги 2024 года и новый маршрут

Перевалка в морских портах выросла на 15,7%

СУТЬ

  • В 2024 году российские морские порты перевалили 42,5 млн тонн минеральных удобрений (+15,7% год к году). Об этом сообщил portnews.ru.
  • Архангельский морской торговый порт (АМТП) стал важным перевалочным пунктом на фоне ограничений со стороны Евросоюза. 
  • С момента открытия в апреле до конца 2024 года через новый логистический маршрут было отправлено более 400 тыс. тонн минеральных удобрений. Получатели — страны Африки и Южной Америки.
  • По данным региональных властей, терминалы порта готовы обеспечить перегрузку более 1 млн тонн продукции в год.
  • Экспортные перевозки удобрений по сети РЖД также показали значительный рост: за год объем составил 36,2 млн тонн (+18%). 
  • В направлении портов Северо-Запада было перевезено больше всего — 26,5 млн тонн (+25,5% год к году). 
  • Лидерами по погрузке стали Пермский край (18,4 млн тонн), Мурманская область (14,9 млн тонн) и Новгородская область (5,3 млн тонн).

КОНТЕКСТ

  • Согласно предварительным данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), Россия в 2024 году установила новый рекорд по производству минеральных удобрений, выпустив 63 млн тонн продукции (+6% год к году).
  • Страна занимает второе место в мире по объему производства после Китая и первое — по экспорту. 
  • Особый рост отмечен в поставках в Китай (+60%), Латинскую Америку (+20%) и Африку (+18%). 
  • Внутренний рынок полностью обеспечен: на нужды российского АПК в прошлом году поставлено 5,4 млн тонн удобрений.
  • Архангельский порт стал стратегическим объектом для экспорта после включения в перечень пунктов пропуска через госграницу для вывоза удобрений. 
  • В конце 2023 года порт получил разрешение на перевалку нитрата аммония, что позволило начать экспортные операции весной 2024 года. Порт обладает значительными мощностями: общая площадь составляет 72,5 га, а протяженность причалов — 1,7 км.

ВЫВОДЫ

  • Динамика прошлого года демонстрирует устойчивость и перспективность российской индустрии удобрений.
  • АМТП может помочь частично решить проблему дефицита портовых мощностей.