В каких нишах российский агроэкспорт может потеснить ЕС

Среди перспективных товаров — рапсовое масло и кукуруза

СУТЬ

  • Российские экспортеры способны увеличить поставки сельхозпродукции в тех нишах, где снижается доля Евросоюза, но растет мировой спрос. 
  • Среди перспективных товаров — рапсовое масло, кукуруза, кондитерские изделия и детское питание, пишет РБК со ссылкой на аналитику Российского экспортного центра (РЭЦ).

КОНТЕКСТ

  • С 2010 по 2023 год доля Евросоюза в мировом экспорте сократилась с 30,9% до 29,4%, Великобритании — с 2,8% до 2,2% (данные РЭЦ). В 2023 году почти половина стран ЕС столкнулась с падением ВВП.
  • По данным МВФ, в 2024 году экономика Германии сократилась на 0,2% (второй год подряд), Австрии — на 1,2%, Латвии — на 0,4%.
  • Рапсовое масло — Россия занимает 15% мирового экспорта, но в 2024 году отгрузки упали на 30% (до 1,1 млн тонн). Основной покупатель — Китай (90% поставок).
  • Кукуруза — в сезоне-2024/25 экспорт может составить 2,6 млн тонн против 7,2 млн тонн годом ранее. Прогноз ИКАР на 2025 год — 4 млн тонн.
  • Кондитерские изделия — экспорт в 2024 году вырос на 8%, до 700 тыс. тонн ($1,8 млрд). Прогноз на 2025 год — рост до 781,6 тыс. тонн и $2 млрд.

ВЫВОДЫ

  • Перспективные рынки: страны Азии, Ближнего Востока и Африки (Китай, Вьетнам, Саудовская Аравия, Иран).
  • Риски: конкуренция с транснациональными компаниями, необходимость диверсификации экспорта и повышения качества продукции.
  • По мнению вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров Артура Леера, продукция АПК и пищевая продукция — одни из немногих направлений, где Россия может не только удерживать долю, но и наращивать объемы на фоне глобального тренда.