Оборот продуктовой розницы вырастет на 53% к 2030 г.

Среди драйверов — омниканальность и готовая еда

СУТЬ

  • Оборот розничной торговли продовольственными товарами в России к 2030 году достигнет 37,1 трлн руб. при базовом сценарии, отмечается в исследовании Kept. Показатель 2024 года — 26,4 трлн.
  • Среднегодовой темп роста (CAGR) составит 5,9%. В оптимистичном прогнозе рынок вырастет до 40,2 трлн руб. с CAGR 7,2%.

Среди ключевых трендов:

Макроэкономическая и демографическая ситуация

  • Переход потребителей к рациональному выбору (цена/качество) на фоне инфляции.
  • В перспективе — сокращение численности населения и миграции, что повлияет на спрос.

Трансформация каналов продаж

  • Развитие омниканальности и формата «магазин в магазине».
  • Упор на удобные локации — магазины у дома, дискаунтеры, интеграция кафе и сервисов.

Развитие собственных торговых марок (СТМ)

  • Замещение брендов в среднем и высоком ценовом сегменте.
  • Рост доли СТМ как источник маржинальности.

Внедрение технологических решений

  • Использование ИИ, Big Data и автоматизации для повышения эффективности и скорости обслуживания.

Развитие направления готовой еды

  • Создание точек питания в магазинах для роста трафика и повышения прибыли.

Развитие программ лояльности

  • Персонализация предложений и внедрение CRM для удержания клиентов.

Кадровый дефицит

  • Ритейлеры повышают зарплаты, предлагают соцпакет, гибкий график и обучение для удержания сотрудников.

КОНТЕКСТ

  • По данным Nielsen, в январе–апреле 2025 года доля собственных торговых марок (СТМ) в сегменте FMCG в России впервые превысила 15% в денежном выражении. В продовольственной рознице доля СТМ выросла до 13,9% (+0,8 п.п. за год), тогда как в непродовольственном сегменте — снизилась до 1,2%.
  • Общий рост продаж СТМ за первые четыре месяца года составил 22,2%, при этом ключевым драйвером стала молочная продукция — на неё пришлось 7,6% от общего прироста. Более половины всех продаж СТМ формируют молочные и мясные товары.

ВЫВОД

  • Продовольственный ритейл остаётся устойчивым сегментом даже в условиях экономических колебаний: по данным Kept, его доля стабильно держится на уровне 48% от всей розничной торговли.