Оборот продуктовой розницы вырастет на 53% к 2030 г.
Новости
03.07.2025
Среди драйверов — омниканальность и готовая еда

СУТЬ
- Оборот розничной торговли продовольственными товарами в России к 2030 году достигнет 37,1 трлн руб. при базовом сценарии, отмечается в исследовании Kept. Показатель 2024 года — 26,4 трлн.
- Среднегодовой темп роста (CAGR) составит 5,9%. В оптимистичном прогнозе рынок вырастет до 40,2 трлн руб. с CAGR 7,2%.
Среди ключевых трендов:
Макроэкономическая и демографическая ситуация
- Переход потребителей к рациональному выбору (цена/качество) на фоне инфляции.
- В перспективе — сокращение численности населения и миграции, что повлияет на спрос.
Трансформация каналов продаж
- Развитие омниканальности и формата «магазин в магазине».
- Упор на удобные локации — магазины у дома, дискаунтеры, интеграция кафе и сервисов.
Развитие собственных торговых марок (СТМ)
- Замещение брендов в среднем и высоком ценовом сегменте.
- Рост доли СТМ как источник маржинальности.
Внедрение технологических решений
- Использование ИИ, Big Data и автоматизации для повышения эффективности и скорости обслуживания.
Развитие направления готовой еды
- Создание точек питания в магазинах для роста трафика и повышения прибыли.
Развитие программ лояльности
- Персонализация предложений и внедрение CRM для удержания клиентов.
Кадровый дефицит
- Ритейлеры повышают зарплаты, предлагают соцпакет, гибкий график и обучение для удержания сотрудников.
КОНТЕКСТ
- По данным Nielsen, в январе–апреле 2025 года доля собственных торговых марок (СТМ) в сегменте FMCG в России впервые превысила 15% в денежном выражении. В продовольственной рознице доля СТМ выросла до 13,9% (+0,8 п.п. за год), тогда как в непродовольственном сегменте — снизилась до 1,2%.
- Общий рост продаж СТМ за первые четыре месяца года составил 22,2%, при этом ключевым драйвером стала молочная продукция — на неё пришлось 7,6% от общего прироста. Более половины всех продаж СТМ формируют молочные и мясные товары.
ВЫВОД
- Продовольственный ритейл остаётся устойчивым сегментом даже в условиях экономических колебаний: по данным Kept, его доля стабильно держится на уровне 48% от всей розничной торговли.