СУТЬ
- По данным ФТС России, за январь–июнь 2025 года экспорт подсолнечного масла из России снизился на 38% год к году и составил около 1,7 млн тонн.
- Основное сокращение пришлось на поставки в страны дальнего зарубежья (–45%), в то время как экспорт в СНГ, наоборот, вырос на 31%, пишет аналитический центр Ruseed.
- В Ruseed объясняют снижение дефицитом сырья после исчерпания запасов урожая 2023 года. Импортёры частично переключаются на пальмовое и соевое масла из-за их большей доступности.
Топ-10 покупателей российского подсолнечного масла:
- Турция — 529 тыс. тонн (+22% год к году);
- Индия — 484 тыс. тонн (–55%);
- Белоруссия — 139 тыс. тонн (+157%);
- Китай — 113 тыс. тонн (–70%);
- Египет — 74 тыс. тонн (–66%);
- Казахстан — 61 тыс. тонн (+27%);
- Азербайджан — 25 тыс. тонн (–17%);
- Сингапур — 24 тыс. тонн (новое направление);
- Саудовская Аравия — 23 тыс. тонн (–41%);
- Киргизия — 22 тыс. тонн (+38%).
КОНТЕКСТ
По информации аналитиков Oleoscope, в первом полугодии 2025 года экспорт всех продуктов переработки подсолнечника в целом снизился.
- Экспорт масла — 2,1 млн тонн (–28%), остаётся основным продуктом (66% в структуре экспорта масличных).
- Экспорт шрота — 1,3 млн тонн (–4%). Ключевые направления — Турция (550 тыс. т) и Беларусь (351 тыс. т).
- Экспорт семян подсолнечника остался на уровне прошлого года — 143 тыс. тонн, при этом более 85% пришлось на ЕАЭС.
По оценке Масложирового союза, в 2025 году Россия может произвести 7,3 млн тонн подсолнечного масла (+2,8% год к году).
- Потенциальный экспорт в текущем сельхозгоду оценивается в 5 млн тонн, прогноз на следующий — 5,2 млн тонн.
- Посевные площади подсолнечника в 2025 году расширены на 9%, что при благоприятной погоде позволит рассчитывать на хороший урожай. Однако в ряде регионов фиксируется засуха, которая может ограничить урожайность.
ВЫВОДЫ
- Россия сохраняет позиции на важных рынках: Турция (+21%), Белоруссия (рост в 2,6 раза) и Казахстан (+27%). Рост также зафиксирован в Сингапур, Киргизию, Туркмению и Молдову.
- Стратегической задачей остаётся наращивание производства и сохранение присутствия на ёмких рынках Азии и Ближнего Востока.