СУТЬ
  - Средний чек на продукты в России за первое полугодие 2025 года вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 570 рублей. Об этом свидетельствуют данные исследования «СберАналитики», опубликованные «Финмаркетом». 
  - Также зафиксировано увеличение числа покупок на 4%.
  - Больше всего средний чек вырос в традиционной рознице — на 13,4%, до 491 рубля. В хард-дискаунтерах он составил 666 рублей (+9,4%), в супермаркетах — 807 рублей (+9%), в гипермаркетах — 1474 рубля (+7,5%). В среднем по офлайн-торговле показатель достиг 556 рублей (+9,5%).
  - Сегмент e-commerce уступил по темпам роста, но сохраняет высокие значения. Средний чек здесь составил 1150 рублей (+8%). 
  
 КОНТЕКСТ
  - По данным компании Kept, в базовом сценарии к 2030 году оборот продовольственной розницы в России достигнет 37,1 трлн рублей против 26,4 трлн в 2024 году. 
  - Среднегодовой темп роста — 5,9%, в оптимистичном сценарии — до 7,2% (40,2 трлн руб).
  
 Среди ключевых рыночных трендов эксперты отмечают:
  - переход к рациональному потреблению (цена/качество);
  - развитие форматов у дома, хард-дискаунтеров и кулинарии;
  - рост доли собственных торговых марок;
  - внедрение ИИ и Big Data;
  - кадровый дефицит и рост соцгарантий для персонала.
  
 Дополнительный драйвер — сегмент готовой еды. По данным Nielsen, в 2025 году продажи в этом сегменте выросли более чем на 30%. 38% ритейлеров уже заявили о планах расширять ассортимент готовых блюд. 
  - Наиболее динамичные категории: макаронные изделия (+51,9%), овощи с мясом или рыбой (+40,3%), блюда на основе риса (+36%).
  
 ВЫВОДЫ
  - Рост среднего чека и числа покупок в продуктовых магазинах может отражать адаптацию потребителей к новым экономическим условиям. 
  - Развитие e-commerce продолжается, но уступает по динамике офлайн-сегменту.