Зерновой флот России может существенно расшириться

Прорабатывается возможность покупки или производства 57 судов

СУТЬ

  • Россия планирует значительно увеличить собственный зерновой флот. Прорабатывается возможность покупки или строительства 57 новых крупных судов. Об этом сообщает телеграм-канал Центра экономического прогнозирования ГПБ (ЦЭП Talks).
  • Новый флот будет состоять из балкеров двух типов: 27 судов дедвейтом 40 тыс. тонн (класс Handysize) и 34 судов дедвейтом 60 тыс. тонн (класс Supramax или Handymax). 

КОНТЕКСТ

  • В настоящее время экспорт российского зерна зависит от иностранных судов. По данным ЦЭП Talks, на российских судовладельцев приходится лишь около 15% от общего тоннажа перевозок. Основной объем грузов перевозится балкерами под флагами Греции (29% тоннажа) и Турции (23% тоннажа).
  • Отечественные компании в основном оперируют малыми судами вместимостью 3-8 тыс. тонн. По данным на 2024 год, таких судов насчитывалось около 350 единиц, но их возможности по тоннажу и районам плавания серьезно ограничены.
  • Ключевой вопрос — стоимость новых судов. Как следует из материалов Минсельхоза, которые видел «Коммерсантъ», строительство в России обойдется в разы дороже. Цена российского балкера Handysize оценивается в 12,5-13,9 млрд рублей, а в Китае аналогичное судно можно построить за 3,5 млрд рублей.

ВЫВОД

  • При вводе нового флота ежегодный объем поставок мог бы достичь 20–30 млн тонн — почти половины от текущей потребности в экспортных мощностях.