Мощности зерновых портов вырастут на треть к 2030 г.

Конкуренция за грузовую базу может сдержать рост ставок на перевалку

СУТЬ

  • Совокупные мощности по перевалке зерновых грузов в российских портах на начало 2025 года превышают 80 млн тонн. Об этом сообщает телеграм-канал Центра экономического прогнозирования ГПБ (ЦЭП Talks).
  • При успешной реализации ряда заявленных проектов они увеличатся на 27% и превысят 100 млн тонн к 2030 году.
  • Главным экспортным направлением остаются порты Азово-Черноморского бассейна, обеспечивающие около 90% отгрузок морем. При этом новые терминалы Северо-Запада — в Высоцке и Усть-Луге — вошли в десятку крупнейших по перевалке зерна в первом полугодии 2025 года.

Сравнение перевалки зерновых грузов (1 полугодие 2025 года к 2024 году):

  • Новороссийск: 5,9 млн т против 13,3 млн тонн;
  • Ростов-на-Дону: 2,3 млн т против 4,4 млн тонн;
  • Азов: 0,9 млн тонн против 2,9 млн тонн;
  • Высоцк: 0,5 млн тонн (без изменений);
  • Усть-Луга: 0,3 млн тонн (новый результат, в 2024 году не фиксировался);
  • Прочие порты: 3,3 млн тонн против 9,7 млн тонн.

КОНТЕКСТ

  • Параллельно с развитием портовой инфраструктуры Россия планирует значительно увеличить собственный зерновой флот. Как сообщает ЦЭП Talks, прорабатывается возможность приобретения или строительства 57 новых крупных судов: 27 судов дедвейтом 40 тыс. тонн и 34 судов дедвейтом 60 тыс. тонн.

ВЫВОДЫ

  • Наличие свободных мощностей в разных бассейнах обострит конкуренцию между терминалами, что будет сдерживать рост ставок на перевалку.
  • Как отмечают эксперты ЦЭП ГПБ, это также даст экспортерам больше гибкости в выборе маршрутов поставок на внешние рынки.