Ритейл сокращает ассортимент в офлайн-рознице

Ассортимент продуктов на полках уменьшился на 2,3% в июле

СУТЬ

  • Ассортимент товаров в российских магазинах сокращается. По данным исследовательской компании «Нильсен», в июле 2025 года количество продуктовых позиций на полках уменьшилось на 2,3% в годовом выражении. Ассортимент непродовольственных товаров снизился на 1,8%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
  • Наиболее значительно сократилось предложение в категориях алкоголя (-5,6%) и детских товаров (-5,1%). Антилидерами стали средства по уходу за детьми (-8,3%) и за лицом (-7,3%). При этом в сегменте товаров для гигиены отмечается небольшой рост на 1%.

КОНТЕКСТ

  • По оценке агентства Infoline, за январь-июль 2025 года средняя площадь магазинов уменьшилась на 0,7%, до 312 кв. м. Это связано с развитием сетями небольших форматов.
  • Снижается активность по запуску собственных торговых марок (СТМ). По данным «Онлайн Патента», в первом полугодии число заявок на регистрацию товарных знаков упало на 15,6%. У Mercury Retail Group падение составило 40%, у X5 Group — 35,2%, у «Самоката» — 30%.
  • При этом доля СТМ в обороте FMCG достигла рекордных 15,3%, а их продажи выросли на 22,1% год к году.

ВЫВОДЫ

По мнению экспертов, с которыми пообщался телеграм-канал Proeconomics, сокращение ассортимента может быть следствием нескольких факторов:

  • Оптимизация ритейла. Сети сознательно сокращают число SKU (артикулов), чтобы снизить издержки и повысить эффективность.
  • Рост доли дискаунтеров. Активное развитие форматов с узким ассортиментом меняет общую картину рынка.
  • Смена потребительских привычек. Часть покупок россияне теперь совершают онлайн, что снижает потребность в широком ассортименте в офлайне.
  • Экономия населения. Покупатели стали более рациональными и чаще выбирают товары по акциям, что заставляет производителей и ритейлеров концентрироваться на ходовых позициях.

Не исключено, что тренд на оптимизацию ассортимента сохранится, а дальнейшее расширение будет сдержанным.