Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление Правительства, переносящее введение обязательной маркировки молочной продукции на 2021 год, следует из документа, имеющегося в распоряжении редакции The DairyNews. Предполагается, что молочная продукция будет подлежать маркировке не позднее 1 октября 2021 года.
Срок проведения эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции, выработанных из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока, и пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молочных продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару, в свою очередь продлен до 31 декабря 2020 года.
История вопроса
Закон о национальной цифровой маркировке товаров вступил в силу с 1 января 2019 года. Согласно ему, внедрить систему, охватив все отрасли промышленности, — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания, планируется до 2024-го. С помощью маркировки можно будет прослеживать «жизненный цикл» товара — с момента его производства до продажи в рознице.
Система маркировки уже действует в ряде отраслей: в 2017 году началась маркировка шуб и лекарств, с 1 марта 2019 года – сигарет и папирос, с 1 июля — обуви, в декабре запущена маркировка духов, фотоаппаратов, автомобильных шин и некоторых предметов одежды.
Эксперимент по маркировке молочной продукции идет в стране с 15 июля 2019 года, однако методические рекомендации по его проведению были утверждены только 12 ноября прошлого года. План оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) ранее предполагал поэтапное распространение маркировки на всю молочную отрасль к 1 июня 2022 года.
- Так, 1 июня 2020 года должна была начаться добровольная регистрация производителей и участников оборота молочной продукции в системе маркировки.
- С 1 декабря 2020 года планировался старт обязательной маркировки, а также запрет на производство и импорт немаркированной продукции сроком годности более одного года.
- С 1 марта 2021-го должен был быть введен запрет на производство и импорт немаркированной продукции сроком годности менее одного года. А оборот немаркированных остатков продукции мог быть разрешен до окончания срока годности.
- С 1 декабря 2021 года маркировку планировалось сделать обязательной для малых производителей и фермеров.
- С 1 июня 2021-го ЦРПТ рассчитывал ввести объемно-сортовой учет продукции в оптовой торговле с обязательной передачей информации в систему маркировки. С этого же периода планировалось ввести административную ответственность за непредставление в систему маркировки информации о выбытии маркированного товара на кассе.
- А с 1 июня 2022 года должен был быть введен поэкземплярный учет продукции в оптовой торговле с обязательно передачей информации в систему маркировки
Избыточная мера
Против введения маркировки выступают как многие участники молочного рынка, так и Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»). Внедрение еще одной системы прослеживания продукции называют избыточной мерой, поскольку сейчас его обеспечивает система электронной ветсертификации «Меркурий». В феврале союз собрал отзывы участников эксперимента и других производителей молочной продукции, которые обследовали производственные площадки совместно с поставщиками оборудования и/или проводили тестирование технологий маркировки. На основании их ответов «Союзмолоко» сделал вывод, что найти оптимальную технологию нанесения кода ни на одну упаковку не удалось, писал «Агроинвестор». Также было выявлено, что для введения маркировки придется переоборудовать производственные линии предприятий, а отдельные линии придется полностью заменить, переместить в другое помещение или существенно изменить их конструкцию. Однако в этом случае поставщики оборудования прекратят его гарантийное обслуживание, предупреждал союз.
По оценке «Союзмолока», введение цифровой маркировки является и самой дорогостоящей регуляторной мерой за всю историю молочной отрасли.
- Общие затраты отрасли в первый год внедрения системы составят 61,3 млрд руб.
- В том числе капитальные затраты производителей на дооборудование производственных площадок и складов достигнут не менее 26,1 млрд руб.
- Ежегодные расходы на приобретение кодов, их нанесение на упаковку и сервисное обслуживание оборудования составят 35,2 млрд руб.
- Маркировка приведет к увеличению себестоимости производства не менее чем на 2-3%, при этом экономический эффект от ее введения будет минимальным.
По словам члена аграрного комитета Госдумы, руководителя российского представительства в Международной молочной федерации Аркадия Пономарева, затраты на цифровой код для каждой единицы продукции сравнимы с вложениями в широкомасштабную модернизацию. Каждые 50 копеек за цифровой код при выпуске 422 млн единиц продукции выльются в 211 млн руб. Совокупные затраты на приобретение, нанесение QR-кода и выбраковку продукции из-за технических сбоев составят 3% от оборота компании, подсчитал он.
Сам ЦРПТ оценивает затраты на внедрение маркировки в молочной отрасли на сумму не более 4 млрд руб.
Выводы для бизнеса
Продление эксперимента и срок внедрения обязательной маркировки позволит производителям молочной продукции, не участвовавшим в добровольном эксперименте, основательнее подготовиться к введению системы в отрасли. Недостаточная проработка внедрения маркировки несет в себе риск ошибок из-за технических сбоев, что может обернуться ощутимыми потерями для предприятий, особенно если речь идет о маркировке мелкой и скоропортящейся продукции. Кроме того, некоторые технические решения для нанесения кодов пока что существенно замедляют работу линий, а значит предприятия не могут работать на полную мощность. Эту проблему тоже может решить продление сроков.