Правительство одобрило проведение зерновых интервенций. Из госфонда разрешено продать до 1 млн тонн пшеницы и ячменя

Правительство одобрило проведение товарных зерновых интервенций. Согласно распоряжению, которое датировано…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Правительство одобрило проведение товарных зерновых интервенций. Согласно распоряжению, которое датировано 31 марта, в 2020-2021 годах разрешается продажа из госфонда на внутреннем рынке и (или) на экспорт до 1 млн т пшеницы и ячменя, закупленных в 2018-2016 годах. Согласно документу, зерно на биржевых торгах будет продаваться на условиях франко-элеватор на внутреннем рынке, либо участникам внешнеэкономической деятельности для поставки на экспорт по ценам не ниже рыночных с учетом доставки до сухопутных пограничных переходов и (или) припортовых станций железных дорог.

Планы Минсельхоза 

До публикации распоряжения Минсельхоз сообщил, что аккредитация участников для проведения интервенций начинается с 6 апреля, сами торги могут начаться 13 апреля. Ведомство планировало продать из интервенционного фонда до 1,5 млн т зерна на внутренний рынок для удовлетворения нужд мукомольной и хлебопекарной промышленности, а также для животноводства. Сейчас в госфонде хранится 1,75 млн т зерна на 17,7 млрд руб. 

Госагент по проведению зерновых интервенций — «Объединенная зерновая компания» — ранее сообщила, что начинает прием документов для подтверждения статуса участника биржевых торгов по продаже зерна из интервенционного фонда. К биржевым торгам допускаются кандидаты с категорией: «Мукомол», «Корма», «Животноводство» и «Сельхозтоваропроизводитель».

Документы на участие в торгах будут приниматься по месту нахождения биржевых площадок в Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде.

Что с ценами

Как сообщалось, продажа зерна будет проводиться по ценам, установленным приказом Минсельхоза от 5 марта, однако они ниже рыночных.  

  • Так, согласно приказу, цена продажи пшеницы 3-го класса из госфонда должна составить 7,4-9,1 тыс. руб./ т без НДС и 8,14-10,01 тыс. руб./т с НДС в зависимости от региона. 
  • Пшеница 4-го класса должна продаваться по цене 6,7-8,6 тыс. руб./т без НДС и 7,37-9,46 тыс. руб./т с НДС. 
  • Стоимость пшеницы 5-го класса в зависимости от региона будет варьироваться в диапазоне 6,3-7,3 тыс. руб./т без НДС и 6,93-8,03 тыс. руб./т с НДС. 
  • Ячмень из госфонда могут продавать по 6.2-7,9 тыс. руб./т без НДС и 6,82-8,69 тыс. руб./т с НДС. 
  • Согласно индексу аналитической компании «ПроЗерно», к 27 марта пшеница 3-го класса стоила в среднем 14 тыс. руб./т, 4-го класса —13,27 тыс. руб./т, 5-го класса — 12,85 тыс. руб./т, цена на ячмень составляла 10,67 тыс. руб./т. 
  • Между тем, по данным мониторинга Refinitiv, экспортные котировки на российскую пшеницу с протеином 12,5% восстановились до двухмесячного максимума, а цены предложений устремились к уровню $230/т на базисе FOB. 

История вопроса

Государственные интервенции на зерновом рынке действуют с 2001 года. Их цель — стабилизация цен на рынке зерна и поддержка сельхозпроизводителей. При резком росте цен государство продает зерно из госфонда и тем самым останавливает подорожание, при падении цен — снимает избыток зерна с рынка, чтобы прекратить его удешевление. 

В феврале заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут в ходе съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов говорила, что про интервенции можно забыть, потому что это пережиток прошлого. Два года назад бывший тогда министром сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что Минсельхоз на данном этапе считает интервенции вредным механизмом, в том числе из-за высоких затрат государства на хранение зерна.

Отказ от закупок зерна в госфонд в 2017 году сказался на севообороте, поскольку при рекордном валовом сборе были зафиксированы рекордно низкие цены на все зерновые агрокультуры, говорит президент попечительского совета Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин. Также он уверен, что в этом сезоне можно было избежать рекордного удорожания ржи при условии работы госфонда как основного механизма регулирования зернового рынка.

По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, полностью отказываться от интервенционного фонда не стоит: держать до 3-4 млн т было бы не лишним на всякий случай, несмотря на то что это дорого, и Минфин не хочет тратить на это деньги.

Выводы для бизнеса

Если продажи зерна из госфонда будут идти по ценам ниже рыночных, за счет дополнительного предложения общий уровень цен несколько уменьшится, хотя радикальных изменений ждать не стоит — объем даже в 1,5 млн т небольшой для российского рынка. При этом важно, в каких регионах будет продаваться зерно, и попали ли они в скорректированный список Минсельхоза для субсидирования перевозок. В Южном или Центральном федеральных округах эффект от продаж по низкой цене будет незначительным, однако позволит уменьшить напряженность баланса. В случае значительным продаж в Сибири и на Урале может пострадать доходность аграриев. При этом интервенции могут способствовать оживлению рынка и мотивировать к продажам тех, кто продолжает держать зерно в расчете на дальнейший рост цен.