Россия впервые отправит мясо птицы в Китай по железной дороге. Дополнительный логистический маршрут дает важное конкурентное преимущество

Китайская таможня согласилась пропустить пилотные контейнеры с куриным мясом из…

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

Китайская таможня согласилась пропустить пилотные контейнеры с куриным мясом из России через сухопутные границы и провести контрольные процедуры на станции назначения. Первая поставка из Московской области запланирована на апрель, сообщает Российский экспортный центр (РЭЦ).

По словам руководителя проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтины Кирилловой, сейчас по железной дороге в Китай доставляют сахар, молочную и кондитерскую продукцию, соки, воды. Поставка же мясной продукции осуществляется только морским транспортом, поскольку на границе с китайской стороны нет необходимой инфраструктуры для приема рефрижераторов со скоропортящейся продукцией.

Ранее Россельхознадзор сообщал, что стали возможны транзитные поставки российской продукции животного происхождения железнодорожным транспортом через пункты пропуска Алашанькоу, Хоргос, Бакту, Манчжурия, Эрлянь-Хото, Суйфэньхэ. Проведение ветеринарного контроля предполагается проводить на конечных станциях назначения — городах Чунцин и Чэнду, где есть необходимая инфраструктура. Планируется, что тестовые контейнеры отправят с подмосковной станции Селятино, они проследуют через границу Казахстана с Китаем после чего направятся в один из этих городов.

«После того как пилотные контейнеры будут отправлены, пересекут границу и достигнут пункта назначения, мы будем видеть, как происходит доставка, в какие сроки, с каким качеством доставляется скоропортящийся груз по сухопутному маршруту, как происходит досмотр на погранпереходе и как происходят контрольные процедуры на конечной станции», — говорит Кириллова. По итогам доставки пилотной партии РЭЦ оценит все нюансы новой схемы транспортировки и при необходимости доработает ее. После этого в КНР можно будет отправлять полносоставные контейнерные поезда со скоропортящейся продукцией.

Почему это важно

  • Предполагается, что транспортировка мяса птицы по железной дороге позволит ускорить доставку: по морю контейнеры идут в Китай в среднем 55 дней, сухопутная перевозка будет минимум в три раза быстрее.
  • Основные конкуренты России на китайском рынке птицы — США и Бразилия, поэтому начало железнодорожных перевозок дает России важное конкурентное преимущество.
  • Минусом железнодорожных перевозок является их более высокая стоимость по сравнению с отправкой по морю, однако участники рынка надеются на господдержку экспорта — субсидирование части затрат на транспортировку, чтобы получить конкурентоспособную цену.

Также железнодорожные поставки позволят решить логистическую проблему, возникшую из-за распространения коронавируса. Как ранее писал Agrotred, в Китае отмечались случаи серьезных перебоев в работе крупнейших портов, что стало причиной значительных задержек отгрузок. Кроме того, возник дефицит рефрижераторных контейнеров, что спровоцировало рост тарифных ставок на перевозку в направлении Китая. Поскольку мест в портах для новых партий продукции не было, контейнеры отправляли в соседние Сингапур, Вьетнам и Гонконг.


История вопроса

  • Китайский рынок был закрыт для российской птицеводческой продукции в 2005 году после вспышек гриппа птиц. В ноябре 2018-го Россельхознадзор и Главное таможенное управление Китая подписали протоколы о взаимных поставках замороженного мяса птицы, затем согласовали список предприятий, которые получили право экспортировать мясо и субпродукты.
  • В марте прошлого года ведомство сообщило об отправке первой прямой партии мяса птицы из России в КНР: «Мираторг» поставил два контейнера с замороженными куриными крыльями общим весом 54 т морским транспортом из Санкт-Петербурга.
  • По данным «Центр агроаналитики» Минсельхоза, в 2019 году Россия экспортировала в Китай 62,6 тыс. т птицы (тушки и субпродукты) общей стоимостью $143,4 млн. Основные поставки шли из Московского региона —15,6 тыс. т на $38,3 млн, Ставропольского края — 16,2 тыс. т на $35,8 млн, Брянской области — 5,1 тыс. т на $15,7 млн, Белгородской области — 7,1 тыс. т на $14,9 млн, Краснодарского края — 5,8 тыс. т на $9,5 млн.
  • С начала 2020 года товарооборот России и КНР увеличился на 5,6% до $17,1 млрд, следует из информации таможенной службы Китая. Ввоз российских товаров в республику за январь-февраль вырос на 21,7% и составил $11,1 млрд.

Выводы для бизнеса

Перевозки железной дорогой — хорошая альтернатива морскому транспорту для тех, кто хочет снизить риски, но готов переплатить за логистику. При этом сухопутная перевозка позволяет точно рассчитать время товара в пути. Хотя выводы о надежности и экономической эффективности экспорта мяса по железной дороге можно будет делать только после начала регулярных поставок, для российского бизнеса крайне важно иметь такой дополнительный логистический маршрут.