Российский рынок молока в ближайшие 10 лет может вырасти на 30%. Увеличению объемов будет способствовать активный экспорт

При хорошей макроэкономической ситуации отечественный рынок молочной продукции может вырасти…

Источник фото: Фото: Fida / freeimages.com

При хорошей макроэкономической ситуации отечественный рынок молочной продукции может вырасти на 25-30% в ближайшие 10 лет. Такой прогноз дал гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») в интервью Федеральному центру развития экспорта продукции АПК России («Агроэкспорт»). «Но, во-первых, в России последние шесть лет стагнируют доходы населения, и это негативно сказывается на потреблении молока и молочных продуктов. Во-вторых, масштабное развитие для российского молочного бизнеса — это все равно вопрос активного развития экспорта», — отметил он. Даже если внутренний рынок вырастет на 25-30% в ближайшие годы, объемы мирового рынка вырастут значительно больше. И в этом смысле молочные компании, если они планируют динамично развиваться и успешно конкурировать, уже сейчас должны закладывать экспортные планы в свои долгосрочные стратегии, рекомендует Белов.

2019 год сложился для отрасли позитивно. Наблюдалась положительная динамика как в секторе производства сырья, так и в объеме ресурсов молочного рынка, отмечался рост производства сыра, биржевых продуктов. Объем российского экспорта молочной продукции в прошлом году вырос почти на 4% и составил чуть более $300 млн. 

По данным «Союзмолока», потребление молочных продуктов в мире растет в среднем на 2-3% в год. При этом спрос на молоко на традиционных и наиболее конкурентных рынках стагнирует, и рост обеспечивают именно новые рынки — Юго-Восточная Азия, Северная Африка, Ближний Восток. В связи с этим для России открываются хорошие возможности для увеличения экспорта в эти регионы, считает Белов.

Однако есть и сдерживающие отгрузки факторы.

  • Имеющаяся экспортная инфраструктура зачастую не позволяет российской молочной продукции быть конкурентоспособной по цене. С учетом того, что для многих продуктов необходима «холодная цепь» поставок, стоимость логистики из России очень высокая. И в этом смысле без дополнительного субсидирования и поддержки со стороны государства отечественными производителям будет тяжело конкурировать на внешних рынках.
  • По некоторым позициям, например, по сухому молоку, в ближайшие годы России все равно довольно сложно будет конкурировать по цене. Биржевые товары, как правило, являются низкомаржинальными, в них крайне важную роль играет себестоимость производства и стоимость сырья. А устойчивый рост производства молока в России в последние годы во многом обеспечен тем, что доходность сформирована за счет высокой цены.
  • Если посмотреть на текущую структуру российского экспорта, то примерно 90% идет в страны постсоветского пространства. Туда Россия, прежде всего, поставляет брендированную продукцию — продукты категории fresh, сыры, сырные продукты. Связи на постсоветском пространстве имеют культурные и исторические корни, поэтому российские товары там востребованы и пользуются популярностью.
  • Что касается дальнего зарубежья и глобальных рынков, то логика работы на них связана прежде всего не с брендированными товарами, а с биржевыми. Это сухое цельное и обезжиренное молоко, сыворотка, сыры и ряд других категорий. Пока у российских компаний нет большого опыта экспорта таких продуктов на рынки дальнего зарубежья.
  • Потенциал могут иметь технические ингредиенты, такие как пермеаты (сухая молочная сыворотка с пониженным содержанием белка), концентраты сывороточных белков и т. п., если производители инвестируют в развитие их выпуска на территории России. И здесь нужна поддержка Минсельхоза и других органов исполнительной власти: необходимо стимулировать переработку. Эти продукты востребованы на мировом рынке, и они могут позволить серьезно нарастить объемы экспорта.