Почти треть экспорта сельхозпродукции из России приходится на страны бывшего СССР. В 2019 году туда было отправлено агротоваров на $6,9 млрд

По итогам 2019 года Россия увеличила экспорт агропродукции в страны…

По итогам 2019 года Россия увеличила экспорт агропродукции в страны ближнего зарубежья на 12% до $6,9 млрд, сообщил Федеральный центр развития экспорта продукции АПК России («Агроэкспорт»). В том числе продажи продовольствия в Азербайджан показали рост на 47% до $623 млн, Таджикистан — на 39% до $210 млн, Узбекистан — на 31% до $464 млн. За последние четыре года российский экспорт продукции АПК в другие страны бывшего СССР увеличился на 37%.

Крупнейшим покупателем отечественных агротоваров среди стран бывшего СССР, как и в 2018-м, стал Казахстан, нарастивший в прошлом году закупки на 17% до $1,8 млрд. На втором месте находится Беларусь ($1,4 млрд, +5,6%), на третьем — Украина ($711 млн, +5,5%). В целом около 28% всего российского продовольственного вывоза приходится на постсоветское пространство.

Торговля в рамках ЕАЭС

Более половины экспорта сельхозпродукции из России в страны ближнего зарубежья в 2019 году приходилось на четыре страны, которые вместе с Россией входят в Евразийский экономический союз. По итогам прошлого года этот объем увеличился на 12% до $3,7 млрд, а по сравнению с 2015 годом отгрузки в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию выросли на 51%, информирует «Агроэкспорт».

Структура российского экспорта продукции АПК в страны ЕАЭС разнообразна.

  • Наибольшая доля в торговле продовольствием приходится на кондитерские изделия, которых Россия в 2019 году отправила в другие государства союза 317 тыс. т на сумму $622 млн. По сравнению с 2018 годом их поставки увеличились на 8,3%. В частности, эта продукция лидирует в российском продовольственном экспорте в Беларусь, Казахстан и Киргизию, а в отгрузках в Армению находится на втором месте после пшеницы.
  • Вторую строчку в отгрузках из России в страны ЕАЭС занимает табачная продукция, вывоз которой за прошлый год вырос на 17% до $240 млн. Основной объем шел в Казахстан — 17 тыс. т на $174 млн.
  • На третьем месте в структуре российских отгрузок продовольствия в ЕАЭС — подсолнечное масло ($201 млн, +3,7% к 2018 году). Три четверти этого объема приходится на две страны — Казахстан ($86 млн) и Беларусь ($66 млн). По данным Евразийской экономической комиссии, в Казахстане уровень самообеспеченности растительными маслами составляет 85%, Беларуси — 74%, в то время как Киргизии и Армении — 17% и 4% соответственно. Импортный спрос этих стран обеспечивается, в основном, за счет поставок из России.

Остальные республики

Российский экспорт продукции АПК в другие страны ближнего зарубежья, не входящие в ЕАЭС, в 2019 году, по данным «Агроэкспорта», увеличился на 12% до $3,2 млрд. За последние четыре года показатель продемонстрировал рост на 24%. Крупнейшими покупателями российского продовольствия среди данных регионов являлись Украина, а также Азербайджан и Узбекистан.

  • В структуре российских поставок в эти страны лидирует пшеница, экспорт которой в 2019 году увеличился на 9,6% до $492 млн. Российская злаковая культура отправляется в Азербайджан ($258 млн), Латвию ($109 млн), Грузию ($87 млн).
  • На втором месте по отгрузкам — кондитерские изделия ($327 млн, +22%). Основные покупатели — Азербайджан, Узбекистан, Украина.
  • Замыкает топ-3 подсолнечное масло ($289 млн, +15%). Его закупают в первую очередь Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.

Потенциал отгрузок

Преимуществом российских экспортеров на постсоветском пространстве являются логистическая близость, исторически сложившиеся цепочки поставок, а также высокая узнаваемость продукции и брендов, сформировавшаяся еще в СССР.


По оценке «Агроэкспорта», наибольшим потенциалом роста поставок из России в страны ЕАЭС обладают подсолнечный, соевый шрот и жмых, мороженая рыба, детское питание, шоколадные и мучные кондитерские изделия, сигареты, пшеница, мясо птицы и пиво.

  • В частности, потенциал увеличения отечественного агроэкспорта в Казахстан оценивается в $210 млн. Основные позиции, по которым страна может увеличить закупки у России, — шоколадные изделия, детское питание, тушки кур, водка, соевый жмых.
  • В Беларусь Россия может нарастить продажи охлажденной и замороженной рыбы, которые в настоящее время ведутся в незначительных объемах, а также шрота и пшеницы. Кроме того, экспортные перспективы в соседней республике имеют производимые в России рыбное филе, этиловый спирт и спиртные напитки, вина.
  • В Армении из уже поставляемых Россией видов продовольствия наиболее приоритетными продуктами для наращивания поставок являются мясо птицы, сахар, кондитерские изделия, колбаса. Кроме того, учитывая рост импорта Арменией отдельных видов сельхозпродукции, определенный потенциал представляют пшеница, свинина, молочные продукты.
  • Более чем на $300 млн Россия может нарастить продажи агропродукции в Азербайджан. Основные позиции, по которым может произойти прибавка, — табачная продукция, пшеница, безалкогольные напитки.
  • Потенциал увеличения российских агропоставок в Грузию оценивается примерно в $200 млн (наибольшим потенциалом обладают мясо птицы, шоколад, мороженая рыба, мучные кондитерские изделия).
  • Туркменистан может нарастить импорт из России более чем на $100 млн за счет сахара, картофеля, пшеницы, мяса птицы.
  • Пшеница, сахар, мясо птицы, кондитерские изделия являются перспективными продуктами и для экспорта в Таджикистан.